В республике состоялся первый выпуск воспитанников «Фабрики предпринимательства». Таких юных бизнесменов в Хакасии оказалось тринадцать. Руководителем и основателем Школы в регионе является Илона Топоева.
Сегодня «Фабрика предпринимательства» объединяет 80 городов России и шесть стран СНГ. Её главный центр находится в Казани. Проект реализуется на протяжении девяти лет. Ребенок приходит и поступает на ту ступень, которая соответствует его возрасту. В завершение каждой из них он получает диплом о дополнительном образовании соответствующей квалификации, а в конце года – сертификат. Школа рассчитана на 10 лет.
– Как зародилась идея открыть такую школу в Хакасии?
– Идея возникла в 2018 году в тот момент, когда я впервые услышала про такую практику и заинтересовалась. В нынешних реалиях такой навык, как мыслить нестандартно, полезен для современных детей. Но воплотить мечту в реальность удалось лишь в прошлом году.
Ключевая миссия «Фабрики предпринимательства» – раскрыть природный потенциал ребенка, научить выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми и даже попробовать открыть свой бизнес. В процессе обучения ребята учатся работать в команде, вырабатывают лидерские качества, рационально планируют время, уверенно выступают на публике, монетизируют хобби и увлечения, зарабатывают свои первые деньги.
Как мама троих детей я прекрасно понимаю насколько это важно и нужно в наше время. Необходимо взращивать новое поколение молодежи: нестандартно мыслящее, креативное, не боящееся брать ответственность за принятые решения и доводящее проекты до логического завершения.
Как бы утопически это ни звучало, но если каждый будет мыслить с такой позиции, то все изменится к лучшему и все будут счастливы. И для этого не обязательно всем становиться предпринимателями, главное найти свое место, быть профессионалом и обязательно осознать, какую пользу вы можете принести обществу.
– Какие еще полезные практические навыки приобретают дети?
– Навыки, которые приобретают ребята в нашей школе, бесценны, поскольку все они применяются в жизни: умение продавать, презентовать, договариваться, дружить, работать в команде, брать на себя ответственность, быть лидерами в своей области. По формату обучения – 20% теории и 80% практики.
В учебном процессе, помимо занятий, мы активно применяем экскурсии. Иначе говоря, учим детей смотреть на бизнес изнутри, как он выглядит на самом деле. К примеру, если это финансовый блок, то знакомимся с работой банков, маркетинг – рассматриваем филиальные сети, в том числе франшизы. Так, в этом году мы с ребятами ходили в «Суши Sell» (партнерская филиальная сеть по стране). А ещё побывали на заводе «АбаканПласт», которому уже 25 лет. Предприятие пережило несколько кризисов и продолжает развиваться и масштабировать производство.
На таких ярких региональных практиках наши дети видят, что бизнес бывает разный. Это отличная профориентация для школьников. Им интересно всё: от области развития и образования до размера заработной платы. Всему этому мы их тоже учим. Они ставят цели и шаг за шагом двигаются к их воплощению в жизнь.
Еще одна полезная форма обучения – ярмарки. Это тоже часть учебного процесса, когда ребенок своими руками может что-то сделать. Так он монетизирует свой труд и осваивает навыки продаж. А ещё это отличная реклама и умение коммуницировать с покупателями. И даже если рядом находится твой конкурент и так получилось, что у вас одинаковая продукция, в такой ситуации решающую роль могут сыграть навыки управления ценовой политикой, в том числе умение привлечь внимание именно к твоему товару и держать себя достойно. Все это также бесценные навыки, требующие особой отработки.
Ярмарки мы в основном проводим в торговом центре «Европа». Также сотрудничаем со школами, которые разрешают проводить финансовые игры для детей, приглашаем их к себе, сотрудничаем со школами допобразования и мастерскими по гончарному ремеслу, студиями по развитию памяти, мышления, которые активно получают господдержку от центра «Мой бизнес» Хакасии.
В школе проходят и различные бизнес-игры: формирование мышления, тренировка памяти, умение считать, стратегически мыслить, выходить за рамки обыденного, в том числе из зоны комфорта. Тяжело, конечно, но детям это легче делать, чем взрослым. Поэтому чем раньше, тем лучше. Даже на ярмарках маленькие дети воспринимают это как игру. Они не стесняются и рекламируют свой товар, приглашают взрослых приобрести, в отличие от более старших деток, которым лучше отмолчаться и посидеть где-нибудь в сторонке или вообще не активничать и даже не прийти на мероприятие. Это тоже показатель того, что чем раньше начинают дети развиваться в этом направлении, тем им проще это дается.
– Вы приглашаете на занятия спикеров из разных сфер бизнеса?
– Безусловно, огромный плюс в том, что наши наставники – действующие предприниматели, которые раз в месяц приходят к нам для обсуждения различных вопросов, от истории успеха до первых шагов и выбора сферы деятельности.
Ничего против других школ не имею, но многие привыкли, что дети танцуют, рисуют, поют, занимаются спортом. Все это, конечно, хорошо, но главное ответить на вопрос – для чего они это делают. Чтобы просто занять ребенка и его время или все-таки это пригодится ему в будущем, в том числе и на профессиональном поприще.
Наша «Фабрика предпринимательства» для тех родителей, для которых это важно. Это своего рода «школа жизни», в том числе тренировка навыков, которые, к сожалению, в обыденности редко получается отработать. И в основном понимание приходит лишь во взрослой жизни. Хотя, повторюсь, что лучше начать с детства. А повзрослев просто идти и делать, развиваясь в том направлении, в котором тебе хочется.
Также в нашей школе дети учатся грамотно и красиво говорить, начинают иначе относиться к деньгам, осознавать, что они не берутся по волшебству, из воздуха, их нужно заработать. Они понимают, что деньги – не цель, а средство для ее достижения. Ребята учатся копить, считать, создают денежные потоки. Может, и громко сказано, но отношение к деньгам у них действительно становится более спокойное, так как они понимают, что такое работа и бизнес. Они учатся договариваться, лавировать интересами, убеждать и отстаивать свою точку зрения.
У малышей немного иные задачи. Прежде всего, они учатся познавать себя, но ко всему вышеперечисленному тоже когда-то придут. На первом месте у них психологическая и эмоциональная подготовка. Они учатся распознавать свои эмоции и других людей, и лучше друг друга понимают, более сильные в этом плане, чем их сверстники, которые не умеют различать эмоции, в том числе дружить и договариваться. Очень многие дети из-за небольшого словарного запаса плохо говорят, в том числе всему виной гаджеты, которым они уделяют много времени. Общаются в реальности по минимуму, что тоже плохо.
В нашей школе на первом месте – живое, а не виртуальное общение. Ключевое правило – убираем телефоны и разбираем задачки. А ещё очень много играем. С помощью игр они быстрее и лучше разбираются во многих вещах. Дети создают бизнес-планы, занимаются проектной деятельностью, в том числе с перспективой воплощения работ в жизнь. У кого-то этот процесс идет параллельно: и создавать, и реализовывать. У нас это только первый выпуск, поэтому в нашем случае дети смогли уделить внимание только теории. В следующем году, думаю, это уже будут реальные проекты и, возможно, появятся и первые доходы…
– Можете назвать примеры ярких региональных практик в других городах?
– За 9 лет существования «Фабрики предпринимательства» таких успешных кейсов очень много.
К примеру, я очень прониклась историей успеха мальчика из Татарстана. Родом он из небольшого села, расположенного под Казанью. Вместе с бабушкой им удалось реализовать классный проект. Школьник стал варить сыр по старым традициям и уже через год вышел на федеральный уровень. С помощью господдержки в рамках президентской программы он выиграл грант в размере 200 тысяч рублей и приобрел на эти средства специальное оборудование. В 14 лет школьник стал самозанятым. Сейчас он производит более 200 разновидностей сыра. С финансами помогает его мама, которая работает у него главным бухгалтером. Получается, что ребенок еще и родственников обеспечил работой. Сейчас ему 17 лет, и он уже успешный предприниматель.
Еще один яркий пример. Девочка 9 лет вместе с мамой начала делать мягкие игрушки. Им удалось поставить производство на небольшой поток. И через сеть магазинов в Казани договориться с предпринимателями о продаже изделий в местных магазинах.
Есть и история мальчика из Омска, который очень любит собак. Он придумал специальный корм, логотип, упаковку и стал продавать его из дома. Спустя некоторое время мама сняла ему павильон. Теперь ребенок самостоятельно продает продукцию и зарабатывает себе на хлеб.
Наши воспитанники пока только защищают бизнес-проекты. И если они подкреплены статистикой или участием в ярмарках, то это уже высший пилотаж! Планов у нас громадьё! К примеру, организовать на следующий год выездной летний бизнес-клуб.
А для родителей наших учеников будет закрытый клуб, где мы будем обсуждать финансовую грамотность и психологические моменты воспитания детей. Перспективы и потенциал есть, почему бы и нет.
Также в планах ездить с ребятами в другие регионы, знакомиться с учениками «Фабрики предпринимательства», проживающими в разных уголках нашей огромной страны. Можно организовать и зарубежные поездки, так как большая часть СНГ также участвует в этом проекте.