Кто сказал, что люди не птицы и летать они не умеют? Когда надо – ещё как умеют! Чему доказательство предвыборная активная миграция политиков из партии в партию, из движения в движение, из компании в компанию. И если для непосвященного человека возникший в республике «движ» сродни хаосу, то для посвященного или хотя бы внимательного секретов в таких перебежках нет.
Потому что не партия украшает человека, но человек партию. Без лидеров, без авторитетных и узнаваемых персон, без медийных лиц любая, даже самая финансово упакованная партия обречена на выброс в урну истории. Но и без соответствующей поддержки, без своей гвардии, без своей партии лидер также обречён на большой неуспех. Поэтому волна политических разводов и слияний, поразивших Хакасию в последние недели и даже дни, есть не что иное, как естественный процесс, инстинкт политического выживания.
И если человек не дурак, он прибивается к стае, если к стае, то к очень сильной, если к сильной, то с гарантией, если с гарантией, то с ответными обязательствами, если с обязательствами, то с подписанием договора о продаже души политическому полудьяволу. Почему полудьяволу? Потому что на следующих выборах подписант может легко тот договор порвать и продаться заново. Но это всё риторическая песня!
На самом деле миграция между политическими курятниками Хакасии началась благодаря нескольким фактам. Во-первых, благодаря «Единой России», сбросившей многолетний политический балласт, хотя кое-кого всё-таки не досбросившей. Во-вторых, благодаря КПРФ, подобравшей и чужой балласт, и чужой багаж. В-третьих, благодаря склокам в других партиях (вспомним, как фракция ЛДПР из восьми человек раздробилась на три враждующих лагеря и как депутат Ольга Широковец подсидела депутата Андрея Филягина в партии, где объединились «Патриоты России» и «Справедливая «Россия»).
При этом взявшие на себя роль политического лукошка коммунисты, обрели пусть и уставший, но серьёзный политически контингент. Единороссы, двинувшиеся по пути строго соответствия внешнего облика внутреннему содержанию, включая партийную дисциплину, напротив, засверкали свежими лицами и красками. От подхватывателей дела Жириновского, надо полагать, мы также ожидаем новой кадровой крови. Что касается СРЗП, туда пока наблюдался слив неизрасходованных и маловостребованных политических осадков, хотя всё ещё может три раза измениться.
Но что мы имеем в сухом остатке? А то, что все партии улучшились или ухудшились за счёт ранее известных людей и никак не наоборот. И это означает, что в нашей республике, наконец-то, все политические маски сброшены и каждый корабль причалил в изначально предназначенную ему гавань.
Много лет всем и каждому было понятно, что Штыгашев, бывший советско-партийный функционер преклонного возраста, в «Единой России» случайный гость и держался там лишь из карьерных соображений. И он ушёл в КПРФ, называющую себя преемницей КПСС. Точно так же всем и каждому было ясно, что самый «народный» депутат Олег Иванов, много лет позиционировавший себя как политического одиночку, на самом деле лишь ждёт случая, чтобы обрести семью. И он её обрёл. Совершенно очевидным являлось и то, что не обладающий стальным стрежнем в характере Андрей Филягин обречён, так как ему нечего противопоставить шумной и пробивной Ольге Ширковец. И он покинул родную партию. И, заметьте, Абрек Челтыгмашев стал ближе к вершине политического Олимпа, хотя раньше и мечтать не мог о втором месте в выборном списке «Единой России». Могучая тройка Зимин – Штыгашев – Булакин не оставляла ему ни единого шанса, но всё меняется.
Итак, в результате предсезонного драфта политической игровой лиги Хакасии (ПИЛХ) лидеры-бомбардиры разлетелись по командам, и болельщикам осталось лишь запастись терпением, попкорном, напитками, чтобы начать болеть за ту или иную команду в ожидании победы своих фаворитов. Потому что, ещё раз повторимся, не партия делает человека, но человек партию.
Константин Обеленский