Сколько копий уже сломано и сколько ещё сломают по поводу того, что будет делать Владимир Штыгашев после выхода из «Единой России». Свое мнение на этот счет высказывают местные политики и общественники, трактуя происходящее в с точки зрения политической целесообразности и личных интересов. Не претендуя на истину, попробуем дать свою версию, которая диктуется обычной житейской логикой.
В настоящий момент Владимиру Штыгашеву 83 года, он бодр, свеж и полон сил. А ещё Штыгашев всю сознательную жизнь находится во власти. Приходили и уходили генеральные секретари КПСС, менялись президенты страны, а Штыгашев был частью системы. Для хакасской власти он такой же неизменный символ, как памятник Ленину на Первомайской площади.
Владимира Штыгашева называют аксакалом хакасской политики, имеющим большой опыт и мудрость. Одни говорят, что благодаря ему Хакасия пережила сложные времена девяностых и устояла, когда к власти пришел неподготовленный молодой человек. Штыгашев знает толк в том, как влиять на принятие решений, но при этом остается в стороне, чтобы не нести ответственность. Так что умение не делать резких движений, прозорливость и политическое чутье – конек Штыгашева, позволяющий оставаться на плаву долгие годы, говорят другие.
При любом взгляде на ситуацию, для Владимира Штыгашева нахождение на вершине хакасской власти практически сравнимо с ценностью самой жизни. Без привычной работы она может потерять смысл. После выхода на пенсию так бывает у многих, но люди как-то с этим мирятся. Однако это не про Штыгашева. На днях он намекнул, что скорее всего будет баллотироваться в Верховный Совет. Ему готовы предоставить проходное место в списке КПРФ, но также возможно идти на выборы одномандатником. При этом для Штыгашева, вне всяких сомнений, самоцель не депутатский мандат – ему нужна должность председателя ВС РХ.
Какой расклад сил сложится в новом созыве республиканского парламента, сказать сложно, но логика в этом случае простая – если Штыгашева семь раз выбирали председателем, почему это не может произойти в восьмой раз? Ставка делается на альянс с пока ещё руководителем «серого дома» и логика проста – Штыгашев тянет его, последний помогает аксакалу получить возможность ещё 5 лет рулить законодательной властью. Кстати, таким образом один красный товарищ может готовить и почву для себя, ведь в случае проигрыша ему тоже понадобится местечко. А лучшего варианта, как отсидеться рядом со Штыгашевым, и не придумаешь.
При всем уважении к заслугам Владимира Николаевича этот вариант однозначно не в пользу Хакасии. В республиканском парламенте давно назрели масштабные реформы, которые аксакал хакасской политики проводить не намерен. На его взгляд выстроена практически идеальная система работы законодательного органа, в котором главное слово принадлежит ему, а всё остальное от лукавого. В Верховном Совете это называют стабильностью, но для этой ситуации больше подходит другой термин – застой.
За пятилетку пребывания у власти «красного» правительства максимальным достижением Хакасии было топтание на месте. Некоторое время республика жила по инерции прошлых достижений, но когда эта инерция закончилась, началась стагнация. Чтобы выбраться из ямы, необходима смена исполнительной власти и перенастройка Верховного Совета. Он должен быть работоспособным законодательным органом, а не сонным царством. Другое вопрос, как это сделать. Политическое поле Хакасии настолько зачищено (не без ведома и инициативы Штыгашева), что сложно представить, кто бы мог стать достойным кандидатам на пост председателя ВС РХ: Вячеслав Тутатчиков, Пётр Воронин, Михаил Побызаков?
Кандидатуры есть, но их даже не рассматривают, потому что вот уже 30 лет действует правило: говорим «Штыгашев», подразумеваем «Верховный Совет», говорим «Верховный Совет», подразумеваем «Штыгашев». Именно потому, что обсуждать в этой связи пока больше некого, каждое движение пожилого политика воспринимается с огромным интересом и толкуется как важное событие политической жизни.
На самом деле, уйди Штыгашев вовремя, было бы хорошо и Хакасии, и лично ему. Таков закон жизни, что одно поколение сменяется другим, в этом и заключается основа развития и прогресса.
Александр Соловец