ДомойОбществоГлава Избиркома Хакасии Александр Чуманин о предстоящих выборах 2023

Глава Избиркома Хакасии Александр Чуманин о предстоящих выборах 2023

-

Тема выборов для Хакасии будет основной вплоть до середины сентября 2023 года. Процесс определения главы республики, депутатов разных уровней – ответственный и со своими нюансами. О том, насколько республика готова к масштабным выборам, почему выбран формат трехдневного голосования и в связи с чем Хакасия отказалась от дистанционного электронного голосования – беседа Александра Мяхара и председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия Александра Чуманина.

Александр Владимирович, начнем с трехдневного голосования. Видимых оснований для того, чтобы вводили именно такой формат, в этом году нет. Меры были понятны, когда была пандемия, сейчас мы в нормальном русле и так или иначе у избирателей возникает вопрос: почему не пойти по классической системе, когда голосовали в один день? Были достаточно серьезные баталии в Верховном Совете: одни выступали за один день на голосования, противоборствующая политическая сила – за три дня. В итоге отдали, насколько это понятно из того, что решения не случилось на сессии Верховного Совета, на откуп Избирательной комиссии. И теперь мы пришли к трем дням. Почему именно три?

– Давайте начнем с того, что в избирательном законодательстве есть общие условия проведения выборов, как говорится, по умолчанию, и есть дополнительные возможности, которые могут применяться по решению избирательной комиссии. Дата голосования на региональных и местных выборах, по умолчанию, одна – второе воскресенье сентября. В этом году это 10 сентября. Именно на эту дату и назначаются выборы, что и сделал Верховный Совет в рамках своих полномочий.

А вот оставить этот день голосования единственным или принять решение о голосовании несколько дней подряд – это полномочия избирательной комиссии, организующей выборы. И принимается такое решение в избирательной комиссии не кем-то единолично, а коллегиально.

Что касается самого многодневного голосования, здесь необходимо выделить два момента.

Первоначально эта идея появилась как раз в период пандемии. Но благодаря своим очевидным преимуществам, в первую очередь для избирателей, голосование в несколько дней из временной меры превратилось в одну из форм современного избирательного процесса. Если брать формулировку закона, то там сказано, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, голосование может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. При этом здесь ничего не сказано ни о чрезвычайной ситуации, ни об эпидобстановке. Поэтому на нашем заседании обсуждалось два варианта: голосовать три дня или два дня. В итоге большинством членов комиссии был выбран первый вариант по голосованию в три дня, и соответственное постановление было принято единогласно всеми членами комиссии.

Я правильно понимаю, что в состав Избирательной комиссии, которая принимает решение, так или иначе входят представители всех политических сил. То есть это тоже некая консолидированная политическая позиция?

– Да, совершено верно. У нас в комиссии представители практически всех политических партий, которые представлены в Верховном Совете. При этом половина членов комиссии у нас назначена Верховным Советом, половина назначена главой Республики Хакасия. Поэтому можно сказать, что при обсуждении учитывалось мнение всех политических сил, которые у нас в республике активно себя проявляют.

Если посмотреть на практику Российской Федерации, есть у вас данные, примерно соотношение, сколько регионов отдают предпочтение трехдневному голосованию?

– На сегодняшний момент уже более 50 субъектов приняли решение о проведении голосования в течение трех дней. Такое же решение принято Центральной избирательной комиссией в отношении голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы. То есть абсолютное большинство. И я думаю, это количество еще вырастет, когда комиссии будут назначать местные муниципальные выборы. Потому что 50 комиссий – это в основном комиссии в территориях, где избирают высших должностных лиц и законодательные органы.

Основной аргумент противников трехдневного голосования выглядит примерно так: в три дня возможно больше фальсификаций. Здесь важно выделить само понятие «фальсификация». Постоянно кто-то не согласен с итогами выборов, постоянно обвиняют некие силы в разных видах подделки результатов, начиная от карусели и заканчивая тем, что кто-то ночью приходит и что-то подменяет. Насколько это имеет место в современных реалиях? В какой готовности Избирательная комиссия Республики Хакасия подходит к достаточно сложным выборам, на которых если и не фальсификации, то различного рода провокаций точно следует ожидать?

 – Я тоже встречаю такие комментарии, но согласитесь, конкретики в них мало. Они по большей части гипотетические, на уровне абстрактных предположений: «вбросят, подменят, ночью другие лица ходят на участках». Уверен, если спросить этих же людей, а как это реально можно сделать, то они в принципе ничего не ответят. Поэтому я думаю, что зачастую такие сомнения высказывают те люди, которые не принимают участия в выборах, и для того, чтобы оправдать свое отношение к голосованию. Они говорят: «А чего ходить на избирательный участок, они все равно там все поменяют, все подбросят, все пересчитают».

Чтобы не допустить никакого незаконного действия с избирательной документацией, придумана и на практике отточена надежная и в то же время открытая схема хранения избирательных бюллетеней. Что касается многодневного голосования, то бюллетени у нас хранятся в специальных номерных сейф-пакетах, хранятся в отдельном опечатанном сейфе. Все действия происходят в присутствии наблюдателей, кандидатов, представителей политических партий. Технология здесь такая, что любое несанкционированное действие с пакетом невозможно скрыть. Тем более у нас сейчас очень развита техника, и любой момент можно снять на телефон. Что касается остальных процессов, то они тоже довольно открытые, проходят под наблюдением различных представителей.

Что касается прозрачности, то со стороны Избирательных комиссий будет сделано все для того, чтобы эти выборы, как и любые другие, были максимально прозрачны, как того требует закон. Но без активной работы кандидатов, партий и Общественной палаты, которые обеспечивают контроль за действиями комиссии, за открытостью и законностью избирательных процессов, это будет сделать труднее. Поэтому не только от их количества, но и качества подготовки наблюдателей, партий, кандидатов и Общественной палаты зависит обеспечение этой прозрачности.

А если говорить о нарушениях, то, ссылаясь на публикации, в том числе и в интернете, в сетевых СМИ, чтобы не быть голословными, можно отметить, что, например, в прошлом году на региональных выборах субъектов России в открытых источниках было 737 сообщений о нарушениях, которые получили широкое распространение благодаря интернету и из них подтвердилось только 8%. То есть это по сути 5-6 нарушений. Остальные были откровенными фейками. Поэтому здесь, наверное, не важно, сколько пишут о нарушениях, а важно, сколько из них являются правдой. И в то же время нарушение нарушению рознь. Есть нарушения, которые можно тут же на месте исправить, в ходе голосования. А есть нарушения серьезные, которые ведут к тому, что итоги голосования на конкретном избирательном участке могут быть отменены из-за допущенных нарушений. У нас в Хакасии я таких случаев и радикальных мер не припомню. И слава богу, что их нет. Уверен, и не будет.

В принципе, какие-то технические сбои, человеческий фактор в небольшой доле погрешности есть всегда и во всем. Но, говоря о том, что выборы должны быть прозрачными, о том, что они должны быть удобными для избирателей, о том, чтобы не вызывала сомнений сама процедура голосования, на мой взгляд человека достаточно современного, нет ничего лучше, удобнее и достовернее голосования через свой смартфон, через Госуслуги. К сожалению, Хакасия в этот цикл не попала под формат дистанционного электронного голосования. В связи с чем это произошло? И значит ли это, что если мы не попадаем в цикл 2023 дистанционного голосования, то мы и в марте 2024 на выборах Президента тоже не будем его использовать?

– Лично мне непонятен тот негативный ажиотаж, который возник у нас в Хакасии вокруг возможного применения дистанционного электронного голосования. Хотя отчасти его причину я понимаю – все новое всегда страшит. Но недопустимо, чтобы эти страхи умышленно культивировали, нагнетали, пользуясь тем, что люди не могут до конца разобраться.

Что касается Избирательных комиссий Хакасии, то мы были вполне готовы к применению этой формы голосования. Но из-за позиции правительства Хакасии решили отозвать свою заявку. Потому что при рассмотрении и согласовании этого вопроса Центральная избирательная комиссия ко всем прочим моментам также рассматривает наличие консолидированного согласия Избирательных комиссий и исполнительных органов, которые оказывают содействие комиссиям в проведении такого вида голосования. Учитывая, что такой консолидации не произошло, у нас в сентябре дистанционной электронной формы голосования применяться не будет. Но я уверен, что дистанционное электронное голосование не просто будущее избирательной системы, это уже ее завтрашний день. Поэтому у этой формы масса преимуществ, которые надо просто оценить на практике, понять, что опасаться здесь нечего. Голоса избирателей там учитываются не менее точно, чем при обычном голосовании.

У нас остается возможность, пройдя этот выборный цикл, на выборах Президента применять уже дистанционное электронного голосование? Насколько я помню, Элла Памфилова говорила о том, что на выборах Президента дистанционное электронное голосование будут использовать только те регионы, которые его уже апробировали перед мартом 2024 года.

– Почему я говорю, что комиссии уже готовы и считаю, что население наше тоже готово. Потому что комиссией решение было принято не просто так отправить заявку. Мы предварительно изучили общественное мнение. Мы провели опрос через Госуслуги, которое подразумевает электронное голосование. В опросе приняли участие около 1200 человек, что в принципе для Хакасии является репрезентативной выборкой. И абсолютное большинство высказалось за дистанционное электронное голосование. И я надеюсь, что Центральная избирательная комиссия, когда будет принимать решения в следующем году на выборах Президента, эту точку зрения наших избирателей тоже учтет. И примет решение, потому что дистанционное электронное голосование возможно, в том числе, и на территории Хакасии.

Пульс Хакасии в telegram