ДомойОбществоМифы о деньгах или Президентский грант Антона Никитина

Мифы о деньгах или Президентский грант Антона Никитина

-

Молодой учёный, доцент кафедры философии и культурологии института экономики и управления Хакасского госуниверситета Антон Никитин во второй раз стал обладателем гранта Президента Российской Федерации. Проект рассчитан на два года. На его реализацию автор получит финансовую поддержку более чем в миллион рублей. Посвящена работа философскому анализу денег и их значению в общественной жизни.

Сразу понять, в чём суть проекта, достаточно сложно, поэтому мы решили побеседовать с Антоном Павловичем и узнать подробности о научной работе.

– Антон Павлович, как возникла идея исследовать «мифологию денег»?

– Исследованием денег с философских позиций я занимаюсь достаточно долго, начиная с 2011 года, когда выиграл грант РФФИ на стажировку в Томский государственный университет. С тех пор было еще несколько грантов – Российского гуманитарного научного фонда и Президента РФ. И, несмотря на то, что объект исследования у всех проектов один, каждый раз анализу подвергались разные аспекты существования денег. А объединяло их стремление выйти за рамки экономического дискурса, то есть я рассматривал не прямые экономические функции денег, а их роль в социальной динамике и культуре. Поэтому выход на мифологию денег стал логичным, учитывая какое значение имеют мифы в современной жизни. Собственно говоря, в этом и состоит особенность данного проекта. Хотя изучением современной мифологии денег занимаются и многие другие исследователи в России: философы, социологи и культурологи.

– В чем специфика данного проекта?

– Если сравнивать этот грант Президента России с предыдущим, то объединяет их признание знаковой сущности денег, о каких бы их разновидностях мы с вами не говорили: монетах, банкнотах, товарных или электронных. Отличие заключается в предмете исследования: в первом проекте проводилась прямая аналогия между денежным обменом и процессом коммуникации, деньгами и языком, в текущем проекте речь идет о мифе денег. Дело в том, что чем более символичным становится объект, тем больше образов складывается вокруг него. К примеру, когда деньги это золото, возникает легенда, что все предметы могут в него превращаться (миф о царе Мидасе, средневековая алхимия), а когда деньги преобразуются в электронную запись счета, их «мифологичность» только возрастает.

– Название проекта достаточно сложное. Объясните, пожалуйста, на примерах, в чём его суть?

– Мифология денег – совокупность высказываний о них, которые не имеют фактического содержания, но отражают отношение к ним. По сути, речь идет об эмоционально окрашенных образах. Например, когда мы утверждаем, что деньги любят тишину, данное высказывание не может быть ни истинным, ни ложным, просто так отражается нежелание говорить о своих деньгах. При этом, у каждого из нас складывается свое отношение к ним, но мы прибываем в культуре, в которой уже есть устоявшиеся стереотипы, которые и будут подвергнуты анализу. Или другой пример: у каждого европейца существуют собственные представления о России, но в целом европейский миф о нашей стране состоит из таких образов, как водка, медведь, снег, шапка-ушанка и другое. Складываясь вместе, эти образы создают убеждение, что Россия – дикая страна. Это и есть мифология, то есть ни истина и ни ложь, а выражение отношения. Хотя мое убеждение об этом мифе, возможно, тоже является мифом.

Набор устойчивых представлений, образов, ассоциаций, существующих в рамках определенного сообщества по отношению к деньгам и есть мифология. Она указывает на наличие каких-либо стереотипов и отражает нормы, а также ценности финансового поведения. К примеру, такие утверждения, что деньги – порождение дьявола, грязь или субстанция, из которой состоит мир, не имеют фактического содержания, но информируют, как люди относятся к деньгам.

– Каким образом будет проводиться исследование?

– Когда подается заявка на грант, все индикаторы в нем четко прописываются, и мы должны их выполнить. Они включают в себя количество докладов на конференциях, разработанных лекций, научных публикаций в целом, а также в журналах, входящих в различные системы цитирования (РИНЦ, Web of Science и т.д.). Что касается методов исследования, то мы будем использовать те подходы, которые существуют в рамках семиотического анализа (семиотика – наука о знаках).

– Ожидаемые результаты работы над проектом?

– Любая мифология характеризуется амбивалентностью, то есть двойственным отношением к объекту мифа. Я считаю, что мифология денег – не исключение. Ведь в нашей культуре можно встретить утверждения о грязных деньгах и о том, что «бабло победит зло». Что касается планируемых результатов, они тоже прописаны: это построение теоретической концепции о взаимосвязи современной мифологии денег с процессом социокультурной модернизации, а также получение новых научных данных об особенностях данного процесса в современной России.

– Кто Вам поможет в его реализации?

– Мой коллега и хороший друг Алексей Евдокимов – старший преподаватель кафедры философии и культурологии вуза.

– Что лично для Вас значат «деньги»?

– Как я уже сказал, деньги – это знаки, их материальная ценность обеспечивается общественным признанием и государственным указанием. Условность денег иногда прямо проявляется в их названии, в 1990-е годы в России использовалось соответствующее наименование «условные единицы». Когда для свершения обменных операций и необходимых выплат общепризнанных денег не хватает, люди могут создавать свои «локальные» деньги. Вспомните, что в Хакасии в свое время были так называемые «катановки». Сейчас в Иркутске существует проект под названием «100 друзей», в котором более 30 тысяч участников для обмена услугами и товарами используют «обменные единицы», не выпуская их ни в какой форме, поскольку эмиссия денег – все-таки прерогатива государства. У этих обменных единиц нет никакого обеспечения, это просто баланс на электронной записи счета. Но и у рубля никакого материального обеспечения нет, кроме гарантии государства, выраженной, в том числе, в одном из пунктов Конституции РФ: «денежной единицей в Российской Федерации является рубль» (гл. 3, ст. 75, п. 1).

– Антон Павлович, позвольте Вам задать ещё один вопрос, а что для Вас главное в науке?

– Ученому должно быть интересно то, чем он занимается, тогда и будет результат от его научной работы. Если же его деятельность превращается в рутину, то не стоит ожидать от нее какого-то положительного эффекта.

– Ваши планы на ближайшее будущее?

– Если вы имеете в виду научные, то думаю после окончания работы над проектом издать монографию по философии денег. За годы кропотливого труда собралось достаточно много материала, который необходимо обобщить, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Результаты данного исследования планирую представить на конференциях всероссийского и международного уровней, а также опубликовать в рецензируемых научных журналах.

– Спасибо Вам за интересную беседу! Удачи и успехов на научном поприще!

Беседовала Ирина Гусева

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x