Республиканская казна пополнилась дополнительными поступлениями в размере почти 10 млрд рублей. Об этом в ходе публичных слушаний по итогам исполнения бюджета Хакасии в 2022 году заявил руководитель республиканского минфина Игорь Тугужеков. Этот финансовый факт преподносится как свидетельство эффективной работы «команды Коновалова» – вот, мол, научилось правительство зарабатывать. Возможно, что научилось, только вот для кого и для чего – ответа нет. Куда планируется потратить миллиарды рублей – остается главной тайной «серого дома».
В 2022 году бюджет Хакасии получил на 20% больше, чем в 2021. Если быть предельно точным, то сумма составляет 9 754 490 тыс. рублей. Дополнительные доходы стали возможными благодаря увеличению поступлений от налога на прибыль организаций. Речь, конечно же, об угольщиках и алюминщиках.
Почему это произошло – федеральные власти воздействовали на крупный бизнес, цены на мировых рынках на экспортные товары республики выросли или еще какие причины повлияли – мнения разные. По словам председателя Верховного Совета Владимира Штыгашева, казна Хакасии пополнилась благодаря Президенту РФ.
«Мы действительно закрыли 5 оффшорных зон за границей, у нас там оседало ежегодно 30 миллиардов доходов республики. А у нас бюджет-то был годовой всего 25-27 на всю Хакасию. Сегодня он у нас ровно удвоился. Эта причина позволила вернуть часть денег в страну», – сказал Владимир Штыгашев.
Деньги в Хакасию пришли, и это хорошо, а вот куда они делись – непонятно. Слабые надежды получить ответ на этот вопрос были, но после публичных слушаний они развеялись. Публичные слушания – мероприятие красиво организованное и в чем-то даже пафосное, но, похоже, отнюдь не предназначенное для того, чтобы посвящать общественность в финансовые детали работы власти. Но то, что деньги есть, подтвердил все тот же Владимир Штыгашев, заявивший, что республика оставила про запас 4 млрд 900 млн рублей.
Финансовую подушку безопасности сформировали, чтобы беспроблемно пройти период становления новой системы сбора налогов (теперь они первоначально поступают на единый налоговый счет, а уже потом расходятся по регионам). Такова официальная версия республиканских властей, которую собравшиеся на публичные слушания выслушали и чувством выполненного долга разошлись.
Однако вопросов меньше не стало, потому что поверить в чудесное перевоплощение «серого дома» в организацию, где мыслят на перспективу, сложно. Весь период нахождения у власти «команда Коновалова» демонстрирует обратное: пока о проблеме не начнут кричать на всю страну, правительстве РХ делает вид, что ничего не происходит. И с чего бы вдруг менять принцип танцев на граблях собственных ошибок?
К тому же, если республиканские власти оставили кубышку на черный день, почему её не распечатывают, когда финансовый кризис уже постучался в двери муниципалитетов, где уже испытывают огромные финансовые трудности? Но для них денег нет. А для кого тогда есть? А приберегли их, вероятно, для приближающейся избирательной кампании, чтобы накануне голосования задобрить избирателей разного рода финансовыми бонусами: увеличением зарплаты сельским и деревенским служащим, повышенными отпускными для учителей, перечислениями детям войны, льготами на проезд для пенсионеров. Вполне вероятно, что скоро будет также заявлено о разовых выплатах, повод для которых найдется.
По итогам сегодняшних слушаний об исполнении бюджета за 2022 год так и не стало ясно, куда будут направлены профицитные деньги, исчисляемые миллиардами рублей – ответа общественность не услышала. А очень жаль. Пять миллиардов рублей – огромная сумма, которая лежит мертвым грузом, вместо того чтобы работать на развитие экономики Хакасии. Так что вопрос – где деньги? – для Хакасии сегодня как никогда актуален.
Александр Соловец