В Хакасии планируется провести публичные слушания по исполнению бюджета за 2022 год, однако откровенного разговора о том, что Хакасия делает с дополнительными доходами, ожидать не приходится. А между тем поговорить есть о чем. Бюджет исполнен с перевыполнением плана – поступления в казну выросли на 20%. Об этом финансисты уже доложили депутатам Верховного Совета.
«Лишних денег нет, мы вам уже и так всё, что могли, дали». Пожалуй, таков лейтмотив скандала с заработными платами учителей. Осенью прошлого года глава РХ пообещал повысить оклады педагогов на 20%, но вышло так, что по итогам первых месяцев 2023 года учителя стали получать меньше, чем это было в 2022 году (в среднем по республике разница составили порядка 3000 рублей). Этот факт вызвал возмущение учительского сообщества, но вопрос не урегулирован до сих пор.
Наблюдая за ситуацией, можно было подумать, что республиканский кошелек тощий и лишних денег в нем нет. В таком случае самый простой выход – извиниться перед учителями, чтобы они поняли и простили. Однако этого не делается. И отнюдь не потому, что в минобре не желают признавать свои ошибки. Вероятно, причина совсем другая, ведь деньги в республиканском бюджете есть или по крайней мере были. Случай с зарплатами педагогов – лишь один из примеров, но очень показательный.
Согласно цифрам министерства финансов Хакасии, в 2022 году в бюджет поступило 56,683 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом доходы увеличились на 20,8 % (безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 17,202 млрд рублей). Государственный долг республики снизился с 78% до 60% и благодаря инициативе Президента РФ Владимира Путина коммерческих кредитов осталось всего 5% (их заместили бюджетными). Общая сумма госдолга Хакасии по итогам 2022 года равняется 23,582 млрд рублей.
Судя по цифрам, в финансовых делах Хакасии всё очень даже неплохо, но в таком случае возникает резонный вопрос, как в той песне Владимира Высоцкого: «Где деньги Зин?»
«Пульс Хакасии» уже неоднократно отмечал, что в сентябре прошлого года в республиканской казне накопилось порядка 11 млрд профицитных рублей, отдельные эксперты говорили, что сумма несколько меньше – 7 млрд рублей.
В любом случае, это огромные деньги, которыми с лихвой можно перекрыть все проблемы с выплатой повышенной заработной платы учителям и решить многие другие задачи. Но где финансовые ресурсы? Их потратили? Если это так, возникает вопрос: на что? Если они мертвым грузом лежат на счетах, то также есть вопросы: почему деньги не работают и каким образом они вообще используются?
Сегодня это сложно представить, но в 1990 гг. были времена, когда бюджетные средства прокручивались в коммерческих банках, а в то же самое время учителям и врачам месяцами не платили заплату. За прошедшие годы в сфере государственных финансов наведен порядок, но так как информации по вопросу использования дополнительных доходов республиканской казны нет, на этот счет возникают самые различные домыслы.
На многие вопросы должны дать ответы публичные слушания по исполнению республиканского бюджета за 2022 год, но, судя по всему, пролить свет на финансовые дела Хакасии в ходе этого мероприятия не планируется. Руководство республиканского парламента довольно результатами работы Минфина РХ, так как президиум приветствует положительную динамику поступления доходов республиканского бюджета, увеличение расходов на социально значимые направления и финансирование муниципалитетов. Что касается вопросов, то они касаются по большей мере технических моментов.
«Президиум предложил республиканскому минфину на публичных слушаниях представить отчет об исполнении консолидированного бюджета с разбивкой по муниципальным образованиям, чтобы оценить эффективность принятых мер поддержки расходных направлений бюджета и реализованных механизмов по наполнению доходами бюджетов республиканского и местного уровня», – сообщила пресс-служба ВС РХ.
То есть открытого разговора о том, куда направили миллиарды рублей, не предполагается? А ведь цель публичных слушаний – задавать вопросы и слышать на них ответы. Но с самого начала их проведения такого не происходит. Картина совсем иная. В зале заседаний ВС РХ собирают чиновников средней руки, которые отчет Минфина РХ слушают, но лишних вопросов не задают.
Если в этом году всё пройдет по такому сценарию, то может получиться очередное мероприятие для галочки. А зря. Общественности хотелось бы знать, что правительство РХ делало с дополнительными средствами, которые в кои-то веки оказались в республиканском кошельке. Мы их просто проели, или держим в кубышке, чтобы пустить на избирательную кампанию действующей власти?
Александр Соловец
да нету похоже уже никакой кубышки,а вопросы нужно даже не коновалову задавать,что с пенька возьмешь а исмагиловой и афони