Мы говорим Верховный Совет, подразумеваем Штыгашев, мы говорим Штыгашев, подразумеваем Шпигальских. Сегодня сложно представить, что в президиуме Верховного Совета могут быть другие лица, и порой даже кажется, что их пожизненно избрали депутатами и ничего не изменится еще очень долго. Но ничто не вечно под луной, кроме временных бараков, и для Хакасии 2023 год на самом деле будет переломным.
Парламентских кресел в Верховном Совете всего 50, а желающих их занять на ближайшую пятилетку как минимум в пять раз больше. Конкурс серьезный, так что действующие и потенциальные депутаты особенно пристально смотрят в сторону тех, кто все последние 30 лет находится в депутатской обойме. Рекордсмены в этом – Владимир Штыгашев и Юрий Шпигальских. Они пребывают на вершине законодательной власти все созывы республиканского парламента и уходить явно не собираются. Хотя все может быть.
Владимир Штыгашев и Юрий Шпигальских состоят в «Единой России», но до сих пор не заявились на участие во внутрипартийном отборе кандидатов. Причины на поверхности. Штыгашев открыто поддерживает Валентина Коновалова, что расходится с линией партии, которая намерена двигать на пост губернатора своего кандидата Сергея Сокола. Как быть в этой ситуации, решать будет он сам. И выбор непростой.
С одной стороны, в партии должна быть дисциплина и единоначалие, с другой стороны, Владимир Штыгашев – ключевая фигура хакасской политики. Его знают в республике, и для рядовых избирателей, которые далеки от политической кухни, Штыгашев – тот, за кого агитировать не надо. А значит, он может привлечь нужный партии электорат. Если исключить из списков ЕР Штыгашева, может сработать принцип сообщающихся сосудов, по которому когда в одном месте убывает, в другом пребывает.
Нетрудно догадаться, что если Штыгашев уйдет из ЕР, то он прибудет в КПРФ. Для этого Владимиру Николаевичу вступать в компартию не надо. Можно пойти по одномандатному округу, что само по себе будет расценено как опосредованная поддержка КПРФ. И это, безусловно, будет использовать в своей предвыборной кампании «команда Коновалова». Выборы дело такое. Тут либо пан, либо пропал. Так что для достижения цели все законные методы хороши.
В КПРФ спят и видят в своих предвыборных рядах Владимира Штыгашева, поэтому уже раздувают историю противостояния Штыгашева и Сокола. Им это выгодно. Насколько это нужно Штыгашеву, знающему, что в «команде Коновалова» договариваться не с кем, потому что нести ответственность за данные обещания некому? Скорее всего, он будет играть свою игру. Ведь по Хакасии уже разошлась информация, что КПРФ желает видеть на месте спикера республиканского парламента Михаила Побызакова.
И ещё. В последнее время в Хакасии много говорят о так называемой третьей силе, которая наберет политические очки, воспользовавшись противостоянием КПРФ и ЕР. Эту третью силу может объединить Владимир Штыгашев. Причем насколько это кажется абсурдным для искушенных в политике людей, настолько же логично это выглядит для обывателей. Владимир Николаевич из той категории политических старожилов, которые преподавали в школе, где современные политики учились. В былые времена он мастерски совершал маневры. Другое дело, насколько это получится сейчас.
Кстати, роль третей силы на себя примеряет еще один выходец из кругов хакасской элиты – Вячеслав Тутатчиков, идущий на выборы под флагом партии «За справедливость». На этом же поле будут работать «Новые люди», которые заряжены на успех и имеют за плечами партийное представительство в Госдуме РФ. А вот «Коммунисты России», выбравшие в Хакасии путь спойлера КПРФ, могут остаться без мандатов. Сложно будет и справедливороссам, где на одну партию три лидера, а в Хакасии и того больше.
Кто, с кем и под каким флагом пойдет в Верховный Совет РХ, станет известно уже в самое ближайшее время. И без политических сюрпризов наверняка не обойдется.
Александр Соловец
Владимиру Николаевичу пора давно на покой и не смешить честной народ. Сколько можно же