На выходных особым гостем республиканской столицы стал Александр Ванюшкин – подполковник спецназа «Вепрь» ФСИН в отставке, ветеран войны в Чечне, музыкант из Тамбова. На благотворительном концерте в поддержку участников специальной военной операции из Хакасии и их семьям он исполнил три своих песни.
Александр Ванюшкин дал эксклюзивное интервью СМИ «Пульс Хакасии».
Более 15 лет он занимался греко-римской борьбой и парашютным спортом. У него большая, дружная семья: любимая жена и четверо детей. В родном городе Тамбове Александр Ванюшкин стал идейным вдохновителем и создателем музыкальной группы «Наши». С 2023 года он активно занимается доставкой гуманитарных грузов в зону СВО.
Начало творческого пути
– Как образ воина: подполковника спецназа, каратиста, дзюдоиста, рукопашника, тхэквондиста – сочетается с песнями? Расскажите о начале своего творческого пути?
– Я пришел на это поприще не со службы и боевого искусства, а именно из музыки. Помните, как в школьном ансамбле “в каморке за актовым залом”, мы собрались в вестибюле, к нам подошли два парня и предложили создать клуб юных десантников. Это был 1988 год. Тогда я учился в 8 классе. С этого момента все и началось.
Раньше каратэ было запрещено. Мы играли в каморке за актовым залом и одновременно занимались у двух афганцев, которые были участниками боевых действий. Они обучали нас рукопашному бою: стойкам, ударам и др.
В спорте я всю жизнь. В первом классе была возможность заниматься и в музыкальной школе, и в различных секциях. У ребятишек спрашивали, куда бы они хотели ходить. А я как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» был готов заниматься всем и везде. Однажды к нам пришли из лыжной секции, и я заинтересовался лыжами. Потом пришел учитель по баяну и спросил, кто хотел бы заниматься музыкой – играть на баяне и аккордеоне. И я согласился, сказал, что хочу заниматься музыкой и творчеством. Почему-то аккордеон у меня ассоциировался с девушками, а баян вроде как мужской инструмент. И на протяжении пяти лет я проклинал себя за то, что выбрал именно его. Почему? В первом классе я был очень маленький, а он весил раза в два больше меня. И мне постоянно приходилось таскать его на себе. Каждый год я заканчивал обучение, капризничал, но с горем пополам пять лет все-таки отучился. В пятом классе я последний раз взял баян в руки и убрал его под кровать. До армии и после я его не брал. Потом был пионерский лагерь, я попал к человеку, который играет на гитаре. Он меня научил «трем блатным аккордам», начали играть песни про Афганистан. Раньше в тренде были они: «Опять тревога. Опять мы ночью вступаем в бой…». Я до крови в пальцах, до мозолей учился играть на гитаре. Вернувшись с пионерского лагеря, попросил маму купили мне гитару. Купили, правда семиструнную, лишнюю пришлось убрать, но не суть. Так потихоньку я начал играть эти «три блатных аккорда». К нам приходили родственники, потом дошло и до баре, перебором научился играть. В 8 классе мне предложили участвовать в вокально-инструментальном ансамбле. Я был единственным гитаристом в команде, кто, не имея специального музыкального образования, знал ноты и эти «три блатных аккорда». А те, кто ничего не умел, играли на барабанах или бас-гитаре.
Я рожден в Советском Союзе!
– Правда, что с детства вы мечтали стать военным и мама шила вам специальные рубашки? Вы когда-нибудь могли предположить, что война будет реальной и дело наших дедов не закончено?
– Я родился в СССР и всегда считал, что мне повезло родиться в самой лучшей в мире стране, где 15 республик и все между собой дружат. Когда в 1980 году умер Леонид Ильич Брежнев, я чуть не плакал. Думал, вот как сейчас радуются враги. Ну, ничего, у нас крепкая страна и с любыми бедами мы всегда справимся.
У меня отец и дядя были офицерами. В детстве мама шила мне военные рубашки, вырезала из отцовских погоны, крепила их на плечи, и хотя они были мне большими, я ходил и воображал себя военным. Причем неважно кем: полицейским, спасателем, пожарным. Не то, чтобы такой патриотизм, я об этом не думал, да и самого понятия «патриотизм» не было. Мне как-то это все «впиталось с молоком матери». Меня никто этому не учил, никто этому не воспитывал. Деды – ветераны Великой Отечественной войны (инвалиды). Мамин отец 1924 года рождения ушел на фронт в 17 лет. Сейчас уже никого из молодежи того периода в живых не осталось. Ему повезло, что его ранили, и он попал в госпиталь, а потом его отправили к старшим мужикам.
Поддержка участников СВО
– Знаем, что вы выезжаете на передовую, чтобы поддержать наших ребят, передать гуманитарную помощь, весточку от родных и земляков. Как часто вы бываете в зоне СВО?
– Не скажу, что часто, но в последнее время бываю там. В СМИ меня, как только не называли: и Федором из Тамбова, и добровольцем, и вагнеровцем, и доброволец с позывным «Моцарт». До сих пор пишут, что я с первого дня на СВО.
С 2014 года я веду активную деятельность в Тамбове по оказанию помощи нуждающимся семьям, беженцам и т.д. У меня четверо детей. Осталось много вещей. У соседей также собирал и отвозил вещи тем, кто в них больше всего нуждается. Так, как я отец четверых детей, то не могу спокойно смотреть на «Аллею Ангелов». Щемит сердце, душу, хочется чем-то помочь, кого-то поддержать. Так я начал возить гуманитарную помощь вместе с коллегами-сослуживцами, прихватив с собой гармошку. Пока они разгружают, я играю зажигательные песни: «Триста тридцать три», «Катюшу» или «Как родная меня мать провожала». Чтобы было веселее и поднимало дух!
– Думаю, чем больше пройдет времени, тем больше будет обрастать легендами число 333. Именно на Украине эта команда стала неофициальной для залпового огня артиллерии. Понятно, что песня связана именно с этим позывом. Но если заглянуть в нумерологию, то 333 считается идеальным и является своеобразным абсолютом. Оно отвечает за составляющие любви. Его основным посылом служит чистая и искренняя любовь. Не задумывались ли вы, что это число несет для вас мистическую составляющую, даже божественную с намеком на Святую Троицу?
– Это все уже пришло потом. Я считаю, все это мне послано свыше – от Бога. Я открылся. Есть такое ощущение, что мне сказали «иди и работай». Опять же, когда ты считаешь чужие лайки, просмотры, в плане размещения своей песни на чужих каналах, мне все равно, главное, что люди видят, слышат, а для автора ключевое – донести песню и ее главный смысл.
Значение «Триста тридцать три» по нумерологии дошло до меня впоследствии. Что такое 333? Какие это цифры и что они обозначают? Мне даже жена об этом говорила. У артиллеристов эта команда означает «батарея огонь». Это началось еще с Сирии, наши бойцы командовали «333». Потом с другими пообщался, которые мне сказали, чуть ли ни с Первой мировой войны все началось… И опять же я спрашивал и в реальном Уставе, есть ли такая команда? Но никто мне полноценного ответа так и не дал.
– Да, в реальном Уставе нет. Можно сказать, что Россия всегда отличалась неординарностью и своими глубокими, особенными историческими корнями. Этим, наверное, и славится русский дух. Буквально недавно видел публикацию нашего с вами общего друга Дениса Дворникова, который встречался с вами и вы рассуждали о том, что такое русский дух. Так вот, какой он русский дух по версии Александра Ванюшкина?
– Когда я приезжаю к бойцам на передовую, точнее в госпиталь, то говорю им, что у нас в стране легко ничего не проходит. Сдавали Москву полякам – победили их. Не говорю уже про французов. Немцы смотрели на Москву в бинокль, ну и что с ними стало? Мы одолели фашизм, надо было идти дальше и заканчивать все в Берлине. Потому что где-то остатки фашизма все-таки остались. Не знаю, может что-то в человеческом характере, но мы победим, как и в 1945 году это сделали. Нам никогда не бывает легко! Всегда трудно. Но если меня показывают с гармошкой по федеральным каналам, где я пою свои песни, то говорю ребятам, что значит пришли перемены: все идет вверх, в нашу пользу, надо лишь верить.
Сила русского духа
– Если в трех словах, русский дух, что это? Какой он в России?
– Во-первых, с нами Бог. Во-вторых, что такое русский дух? Русский человек не знает, что такое русский дух, не может даже объяснить. Это должен быть какой-то философ. Иностранец этот русский дух не поймет. Как сказал поэт Федор Тютчев: «Умом Россию не понять, у нее особенная стать…». Мы русские и этим все сказано – это мои слова.
– В ДНР вы встретились с Сергеем Соколом? Вы друзья? По его приглашению приехали в Хакасию?
– Да, мы встречались. Есть известная журналистка Елена Блоха из Донецка. Она нас и познакомила с Сергеем Соколом. Я узнал, что он депутат Государственной Думы. У нас бывший сенатор Тамбовской области Алексей Кондратьев тоже сейчас на передовой. Он – полковник спецназа ГРУ. Сейчас руководит корпусом терских казаков «Дон». Я вижу, что это не исключение и есть еще депутаты Госдумы, которые не сидят в теплых креслах, а в рядах первых отправились защищать Родину.
Впечатления о Хакасии и планы на будущее
– Какие ощущения от республики? Вернулись бы ещё?
– Впечатления только положительные. Летели мы около пяти часов. Взяли с собой термобелье, чтобы согреться, Сибирь же все-таки. Приехали в Хакасию, а тут весна. Абакан – зеленый город, такой же как и Тамбов, может даже зеленее. Но я лично люблю такие провинциальные города, где чувствуешь себя как дома. Чем севернее, тем добрее люди, которые не бросят тебя в беде. Когда живешь в суровых условиях, двери открыты даже в домах, чтобы ты мог зайти в подъезд и не замерзнуть.
– Ваши планы на будущее – творчество, работа? Одна песня перевернула все! После хита «333» вы нарасхват. Не боитесь, что одна песня затмит все остальные?
– Никаких опасений нет. Есть группа «Europe». Ее последний отчет песня «The Final Countdown». С ней они объездили весь мир и стали популярными. До старости поют эту песню. Группа «Status Quo» с песней «In The Army Now» та же самая история. У группы «Eagles» тоже есть такая песня «Hotel California». Много авторов и исполнителей, которые создали шедевры. Но я не считаю песню «333» великой музыкальной композицией. Но у моей группы в отличие от вышеперечисленных, уже много готовых замечательных песен, которые я считаю лучше, чем «Триста тридцать три». Я думаю, если их услышат, то они также полюбятся народу.
– Планируете выпуск альбома? Продолжите свое участие на новых российских территориях?
– Опять же, двоякие мысли. Вроде как и нужно альбом делать. Тем более почти половина песен уже записана и есть в «Яндекс Музыке». После Хакасии я отправлюсь в Москву на встречу с Андреем Малаховым. 24 марта выступаю в Санкт-Петербурге на конференции. А на следующий день предложил сделать для курсантов концерт. Потом я поеду туда, где меня больше всего ждут – в Донецком и Луганском направлениях. Приеду туда на несколько дней и буду ездить по передовой. Возможно, что где-то еще и не слышали песню «333». Сначала была песня, как в Библии, потом осознание того, что Бог тебе это дал для того, чтобы ты смог помочь людям, бойцам на Украине – нашим солдатам, защищающим Родину. Я – за мир во всем мире! Сейчас главная задача – поддержать наших бойцов! Сделать их жизнь чуть теплее, чуть сытнее, чуть душевнее… Они находятся в непростых полевых условиях. Поэтому пожеланий и для Хакасии, и для страны всего два – здоровья и мирного неба над головой!