После статьи кандидата экономических наук Татьяны Ковалевой и программы «Ракурс» возникла своеобразная дискуссия о роли Хакасского государственного университета в системе экономики республики и о том, насколько эффективно развивается в принципе ведущий вуз республики. Татьяна Юрьевна представила эксклюзивно для нашей редакции интересный формат открытого обращения к будущему ректору университета.
«Уважаемый будущий ректор Хакасского государственного университете им. Н.Ф. Катанова!
Вам предстоит большая работа по качественному изменению той ситуации, которая сложилась в системе высшего образования и науки нашей республики. К большому сожалению, к тому, что сейчас есть, все уже настолько привыкли, что и не представляют, что может быть как–то по–другому, что Федеральный университет может быть драйвером развития региона, привлекать в регион инвестиции и создавать инвестиционные площадки самостоятельно, быть тем самым интеллектуальным, научно–исследовательским, формирующим кадровый потенциал «рычагом», который при правильно выбранной точке опоры позволяет, при совсем небольшом усилии, выполнить колоссальный объём работы.
Ресурсы, которые сегодня вкладываются в науку и высшее образование Федеральным центром, огромны, такого финансирования НИОКР не было никогда! Главы регионов и руководители региональных органов исполнительной власти, понимая это, создают в структуре регионального правительства Комитеты по науке и инновациям, Агентства по развитию науки и т.д., и максимально используют эти возможности, обновляют материально–техническую базу организаций высшего образования (ВО), повышают профессиональный уровень их сотрудников, вместе с ними включаются в повестку развития производств на основе новых технологий, как результата научной и исследовательской деятельности студентов и сотрудников вузов.
Кроме набора новой команды, способной решать задачи цифровой и качественной трансформации учебного процесса и научно–исследовательской деятельности в университете, также одной из первых Вам придётся решить задачу по созданию Точки кипения – пространства для встреч людей, студентов, предпринимателей, где в результате совместной деятельности будут рождаться новые смыслы и понимание, что действительно происходит вокруг, какие компетенции востребованы, какие технологии стоит изучать, создавать, применять, а какие уже утрачивают свою значимость и вскоре останутся только в воспоминаниях.
Открытие Точки кипения не сиюминутный процесс. Сначала нужно заключить соответствующее соглашение с Агентством стратегических инициатив (АСИ), обучить команду, подготовить пространство для работы Точки. Доказать, что это делается неформально, что пространство будет загружено, а идеи и проекты, которые будут рождаться в этой экосистеме, в дальнейшем войдут в региональную систему акселерации проектов (кстати, к её созданию Вам также придётся приложить руку, так как таковая на сегодня у нас в регионе отсутствует) и получат возможность быть реализованными.
Зачем ещё нам нужна Точка кипения?
Сегодня в нашей стране активно реализуется Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на раскрытие предпринимательского потенциала молодёжи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства.
Федеральные университеты и другие организации ВО принимали участие в конкурсном отборе для участия в этом Федеральном проекте. Так вот, наличие Точки кипения внутри вузовских программ обучения предпринимательским компетенциям и поддержки предпринимательских инициатив студентов в течение периода времени не менее года до подачи заявки относятся к обязательным требованиям для заявителей.
Этот проект уже активно реализуется, в связи с чем 60 Университетских Точек кипения по стране поменяли статус и стали Предпринимательскими Точками кипения. В Университетах и организация ВО, которые победили в конкурсном отборе, начали свою работу 150 акселераторов, по завершении которых сложившиеся там студенческие проектные команды имеют возможность подать заявку на получения гранта до 1 млн руб. на реализацию идеи своего стартапа. Всего за время реализации этого Федерального проекта планируется выдать не менее 1500 грантов, провести не менее 50 000 обучающих мероприятий, тренингов по формированию предпринимательских компетенций у студентов вузов, открыть 19 университетских стартап–студий.
Кроме этого, министр науки и высшего образования РФ Фальков В.Н. ещё в 2021 году, рассказывая об инициативах Правительства, сообщил о проекте создания передовых инженерных школ, на финансирование создания и поддержку развития которых будет направлено почти 37 млрд руб. с целью обеспечить высокопроизводительные, экспортно–ориентированные секторы экономики страны квалифицированными кадрами.
По словам Фалькова В.Н.: «В России появятся 30 передовых инженерных школ, а также современные пространства для практики в вузах, организованных по новому принципу. Это внедрение инженерного образования в цифровые процессы, моделирование, проектирование, конструирование. При этом в вузах нужно будет создать современные пространства, для того чтобы студенты могли уже в вузах пробовать, ошибаться, экспериментировать. Это все нужно обеспечить специальным оборудованием, которое требует инженерной подготовки сегодня».
Важнейшей задачей становится процесс повышения квалификации преподавателей инженерных школ на реальном производстве. «Мы будем обеспечивать длительные стажировки преподавателей на лучших производственных площадках в стране. В свою очередь нужно также обеспечить приток реальных инженерных кадров в лучшие вузы», – заявил министр науки и высшего образования РФ Фальков В.Н.
Вам, как ректору, придётся приложить максимум усилий, чтобы поднять наш Университет до уровня, позволяющего ему принять участие в государственной программе «Приоритет–2030», заявленная цель которой – к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Победителями дополнительного конкурса на получение грантов в 2021 году по программе «Приоритет – 2030» по направлению «Исследовательское лидерство» стали 18 университетов, получившие до 1 млрд руб., и по направлению «Территориальное и отраслевое лидерство» – 28 вузов, также получившие до 1 млрд руб.
Говоря об утверждении в марте текущего года «Концепции технологического развития РФ до 2030 года», первый заместитель Председателя Правительства А.Р. Белоусова указал на необходимость смены модели взаимодействия двух процессов: развития науки и развития производства.
«Развитие науки (когда основным продуктом является знание, а технологии скорее побочны) и развитие производства (когда технологии – обязательный составной элемент, подчинённый логике освоения рынков, повышения конкурентоспособности). Данные процессы расположены рядом, попытки выстроить между ними взаимосвязь уже предпринимались, но результаты недостаточны», – отметил Андрей Белоусов.
«Чтобы совершить прорыв и решить поставленные задачи, есть несколько способов», – продолжил он.
Первый – институциональная «сшивка» научной и производственной составляющих. Этот подход уже, например, реализуется в формате перезапущенных в конце прошлого года Правительством соглашений с компаниями–лидерами, крупными государственными корпорациями по развитию сквозных технологий.
Второй способ – создать такую среду, когда компании зарабатывают на исследованиях, создавая добавленную стоимость и капитализацию именно за счёт разработки и внедрения новых технологий. Третий – промышленные мегапроекты, которые в силу своего масштаба интегрируют обе составляющие.
Речь идёт о создании таких крупных продуктов, как авиационная техника, беспилотники, локомотивы, турбины, суда, инфраструктурные проекты, в том числе транспортные коридоры с «Севера на Юг», «Северный морской путь» и т.д.
В связи с этим глава Минобрнауки Фальков В.Н. обратил внимание, что сегодня драйверами научно–технологического развития выступают университеты.
«Сама по себе эта тема не новая, но мы хотим закрепить её навсегда. Сегодня в России уже реализуются программы по научно–технологическому развитию вузов, и эта работа должна быть усилена. Должно сформироваться ядро таких передовых организаций. Это условие задаёт нам совершенно другие требования по проработке инструментов стимулирования университетов. Сейчас этому, например, способствует самая масштабная в истории России программа поддержки вузов “Приоритет–2030”», – отметил министр (http://government.ru/news/47595/).
Всё вышеперечисленное указывает на необходимость сделать здесь, в Республике Хакасия, большой объём работы, фактически выполнить квантовый скачок, с конца рейтинга Федеральных университетов, например, в первые пятьдесят. От формального соответствия требованиям Министерства науки и высшего образования РФ, ради выполнения которых объединяются кафедры, избавляются от сотрудников, проекты которых не вписываются в парадигму «ничего не меняем, всё лучшее уже было».
В подтверждение сказанного, в Университете открыта новая специальность «Горное дело», а не создан, например, «Центр компетенций развития креативных (цифровых) технологий».
То есть приоритетом развития экономики региона нынешней управленческой командой нашего Университета признаётся не производство чего-либо, а добыча и вывоз полезных ископаемых из Республики Хакасия.
Лично для меня много лет является загадкой, почему при наличии опыта и компетенций у преподавательского состава кафедр, готовящих высококлассных специалистов в области IT-технологий и креативных индустрий, развитием этого направления у нас никто системно не занимается, всё идёт самотёком по принципу «что вырастет, то вырастет».
При этом, по информации из различных источников, в результате введённых в последние годы санкций дефицит специалистов в IT-индустрии на сегодняшний день в нашей стране составляет до 1 млн человек. Очевидно, что потребность в специалистах по специальности «Горное дело» значительно меньше…
Мой личный стаж работы в ХГУ им. Н.Ф. Катанова более 10 лет, и это были годы расцвета, когда у нас не было проблем с набором, когда к нам приходили учиться «золотые» и «серебряные» медалисты и мы не боялись поставить двойку даже на государственном экзамене, так как считали, что не имеем права выпускать некомпетентных специалистов. Сегодня, когда встречаю своих выпускников, работающих начальниками отделов в головных офисах таких компаний, как Газпром, Роснефть, Сбербанк, в ведущих аудиторских кампаниях страны, на должностях финансовых директоров и главных бухгалтеров коммерческих организаций, руководителей экономических служб городов федерального значения и регионов, то чувствую гордость, что мы тогда не зря были требовательны и к студентам, и к себе и старались передать им действительно самые актуальные на тот момент профессиональные компетенции, которые позволили им состоятся в профессиональной сфере.
Уважаемый будущий ректор ХГУ им. Н.Ф. Катанова, как Вы уже поняли, Вас ждёт много работы, но и поддержка со стороны креативного и предпринимательского сообщества, неравнодушных жителей и, надеюсь, Правительства Республики Хакасия, чтобы вывести образовательную и научно-исследовательскую деятельность в нашем университете на качественно новый уровень.
Т.Ю. Ковалева»
P.S. Учитывая, что в данном обращении явно видна критика в адрес действующего педагогического и административного состава ХГУ им. Н.Ф. Катанова и руководствуясь принципами плюрализма, редакция СМИ «Пульс Хакасии» уже запросила интервью у действующего ректора Красновой Татьяны Григорьевны для представления своего взгляда на динамику развития республиканского вуза.
Вуз сегодня это коммерческое предприятие. «Штампуют» те специальности из которых проще извлечь прибыль, без дополнительных вложений. Просто бизнес, образование вторично
Так по всей стране. Высшее образование убито. Какой Фальков поможет? Это смешно.
В Красноярске СФУ много хуже , чем был КГУ.
Преподаватели получают как уборщицы. Стипендии хватает пять раз поесть в столовой.
Я являюсь руководителем НКО, и у нас ести идея, как в сотрудничестве развивать нашу молодежь.
Планируем подать документы на Грант, чтоб привлечь деньги в наш регион, для развития наших выпускников
“Точка кипения”… А что из них выкипело?
Критика вполне актуальна в адрес руководства вуза. Двойки не ставят, а вынуждены выпускать недоделанных, недоученных