Как это ни печально, но с каждым разом убеждаешься всё больше и больше – нынешние коммунисты способны практически любую, самую нужную инициативу извратить и направить её во вред бюджету, а если и на пользу, то в первую очередь для себя.

Очередным поводом для печальных дум стало внесение изменения в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате проезда на транспорте общего пользования». Изменение короткое – заменили цифры «50%» цифрами «100%». Что это означает? Это значит, что с 1 февраля 2023 года проезд таким льготникам будет оплачиваться из республиканского бюджета на все 100%.

Любой гражданин вполне резонно может возмутиться, мол, чего в этом плохого, это же наоборот показатель того, что власти региона радеют за своих льготников. Однако, зная тягу нынешнего «народного» коноваловского правительства к освоению бюджетных средств, просто так, авансом, поверить в их благие намерения не получается. Да и с чего бы? Доверие – штука хрупкая, его заслужить трудно, а разлететься вдребезги ему легко и просто.

Да и зачем пустословить? Достаточно вспомнить действия Коновалова и компании сразу после победы в протестном голосовании 2018 года. Первым же делом всем причастным из республиканского бюджета отсыпали премий по 300 – 500%, от новообразования в кресле губернатора до всяческих советников. Уже это исключает любую вероятность доверия таким «руководителям».

Потом были субсидии «малоимущим» чиновникам серодомья на второе, третье, пятое-десятое жильё, «золотые парашюты» и повышенные пенсии себе любимым. Параллельно с этим шло урезание финансирования дачников и фермеров. И прочее и прочее. С чего же вдруг сейчас «народное» правительство вспомнило о льготниках? Да может быть, с того, что скоро выборы? А тут такой заход с козырей – бесплатный проезд этим самым льготникам!

Но пусть его, дело-то хорошее, нужное. С пенсиями у отдельных категорий граждан всё весьма печально, а тут хоть какая-то поддержка. С паршивой овцы, как говорится, хоть шерсти клок… Ну а раз уж закрались сомнения в бескорыстности этого щедрого поступка от республиканских властей, то давайте попробуем разобраться – а что же не так в этом благом деле?

Для начала сравним то, как это работает в других регионах. Льготник пользуется своей транспортной картой (или социальной – не принципиально), при входе в транспорт её считывает валидатор. Для отсутствия возможности мошенничества со стороны кондуктора или льготника, прибор позволяет совершить только одну оплату за один раз по этому маршруту, то есть даже за двоих рассчитаться не получится.

Этим достигается полная прозрачность схемы оплаты – на конец месяца установлен полный пассажиропоток льготников на этом транспортном средстве, и предприниматель получает полную оплату за каждого. Льготники получают бесплатный проезд, предприниматель – полную оплату за них, отчётность и прозрачность в этом случае максимальны. А что же в Хакасии?

У нас в регионе как раз наоборот – всё максимально мутно. Из собственных источников «Пульса Хакасии» мы получили информацию о том, как это приблизительно происходит. Расскажем вам это в упрощённой и обезличенной форме. К примеру: один гражданин имеет в собственности 5 автобусов с утверждёнными маршрутами.

Водителям этих автобусов он предлагает простейший вариант: с каждого автобуса в день он получает 1 тысячу рублей. Всё остальное – остаётся водителю. Вполне естественно, что на это они соглашаются. В итоге – предприниматель имеет в сумме по 5 тысяч рублей ежедневно. Все затраты на ремонт, обслуживание автобусов и заправку их ГСМ ложатся на водителей.

Чистая прибыль владельца выходит около 152 000 руб. в месяц, или 1 825 000 руб. в год. Уже на эти деньги можно ничем более не заниматься и не бедствовать, но это ещё не всё. В связи с внесением изменения в закон, теперь для оплаты проезда льготников этот предприниматель получит из бюджета в два раза больше денег. Если в прошлом году дотаций получал чуть менее 4 млн, то в этом уже эта цифра поднимается до 8 млн руб.

Однако для спокойного выведения этих денег в область собственного кармана требуется два фактора: щедрость дающей руки и отсутствие от неё контроля (и такое уже многократно мелькало в СМИ – АУ «Леса Хакасии» и прочие, и прочие). Достигается это простым, как морской прибой, действием – откат за откатом: предприниматель гарантировано и без проверок получает, к примеру, 5 млн руб., а остаток в 3 млн за это – откатился обратно…

В итоге получается очень приличная сумма – почти 550 000 рублей в месяц. Но это если всего 5 автобусов. А если их гораздо больше? На эти деньги можно и в другом государстве спокойно на пляже загорать, ни в чём себе не отказывая, да и вообще гражданство сменить. Да заодно ещё и прослыть благодетелем для простых граждан – вон какие молодцы на пару с «народным» правительством, 100% бесплатный проезд предоставили льготникам!

Некий промежуточный итог – ни отчёта, ни учёта. Вся колготня с провозом льготников ложится на водителей и кондукторов. Как именно этот провоз осуществляется – тоже стало притчей во языцех. У всех ещё свежи в памяти скандалы на транспорте, когда водитель мог обругать пенсионерку и отказаться её везти, вытолкать проверяющего из автобуса с применением силы и т.д. Зато громко заявлено – помогли льготникам, прославились!

Суммы из бюджета на это выделялись большие, а теперь ещё и стали в два раза больше. Вот только огромная вероятность того, что не по назначению они идут, раз контроля нет. Может быть, поэтому в Хакасии второй год подряд не решается проблема с безналичным расчетом за проезд? Да, конечно, по имеющейся у нас информации, чиновники запускают некий пилотный проект. Однако когда он заработает и будет ли от него толк – неизвестно.

Меж тем миллионы рублей дотаций уже выделены. Почему же так происходит? Может быть, всё дело в предстоящих выборах? Вполне себе рабочая гипотеза – деньги выделены, откаты получены. Их можно потратить на эти самые выборы, не влезая в открытую в бюджет республики, но используя как раз бюджетные средства.

Может быть, поэтому у них в серодомье опять телега впереди лошади? Вместо того, чтобы в пилотном проекте посчитать пассажиропоток льготников, выяснить реальные затраты и оснастить транспорт бесконтактной системой платежей, а также перенять опыт других регионов, у нас делают наоборот. Сначала вливают миллионы из бюджета, а пилотный проект – лишь параллельно.

Это для того, чтобы получить деньги на выборы прямо сейчас, так что ли? А не выиграем, так после нас хоть трава не расти? Ну или солнышко да теплая водичка в жарких странах при кармане в любом случае обеспечена. Мы от души рады за льготников и дело их поддержки совершенно правильно, но в то же время просим надзорные и правоохранительные органы очень внимательно присмотреться к этой, очень похожей на серую, схеме.

Игорь Бац

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Лаврентий Берия
1 год назад

Очень интересная схема. Поле непаханное для силовиков. А в каком состоянии сами автобусы, тоже водитель отвечает? ТО там и санитарное состояние? А то в иной автобус зайти страшно, а как выглядят кондукторы, особенно зимой? Тетки-ёжки прямо. На рабочем месте подушки, коврики. На капоте пачки с лапшой, кружки, словом как на коммунальной кухне. А окна моет кто-нибудь? Машина была в ремонте, неделю поездил автобусом, а потом плюнул и пересел на такси. Срамно в этих сараях ездить. А еще турЫзм собираемся развивать, с таким-то городским транспортом.

Эльвира
1 год назад

Интересно, компетентные органы заинтересуются?

Last edited 1 год назад by Эльвира