Власти Хакасии всерьез озаботились продажей акций АО «Аэропорт Абакан». Потенциальным приобретателем должно стать АО «ЭРА ГРУПП». Если это произойдет, Хакасии обещают модернизацию аэровокзального комплекса. Насколько выгодно региону отдать акции воздушных ворот в частные руки взамен на обещания инвестиций – вопрос неоднозначный.
Сегодня основная часть акций аэропорта находится у правительства РХ, есть также доля, принадлежащая АО «ЭРА ГРУПП» (компания, имеющая отношение к алюминиевому холдингу РУСАЛ). Два года назад фирма намеревалась забрать в свое ведение контрольный пакет, рисуя жителям Хакасии заманчивые перспективы. В частности, предлагалось открыть прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Казанью, Хабаровском и Владивостоком, завести в Абакан авиакомпанию «Победа» и снизить стоимость перелетов. Кроме того, в реконструкцию авиаузла обещали вложить 1 млрд 180 млн рублей (500 млн рублей на реконструкцию терминалов).
В 2020 году продажа акций не состоялась, но по прошествии нескольких лет АО «ЭРА ГРУПП» сделало повторный заход. Причем это произошло в ситуации, когда аэропорт работает довольно эффективно, а в перспективе ожидается значительное увеличение пассажиропотока, о чем в канун нового года говорилось на совещании по развитию воздушных ворот Хакасии. Оно состоялось в Верховном Совете с участием Владимира Штыгашева, Юрия Шпигальских, Евгения Молостова, Василия Шулбаева, Валерия Старостина. От правительства РХ были Сергей Комаров и Юрий Курлаев. От аэропорта – генеральный директор предприятия Вячеслав Рожнов, акционеры, представители АО «ЭРА ГРУПП», МКООО «ЭН+ГРУПП», консалтинговой компании «Центр экономики инфраструктуры».
«Представленный генеральным директором аэропорта Вячеславом Рожновым анализ финансовой деятельности аэропорта за последние 5 лет показал, что коллектив предприятия даже в сложных условиях ежегодно улучшает свои показатели: расширяется география полетов, увеличивается пассажиропоток, объем собственных инвестиций аэропорта на мероприятия по замене спецтехники, на обслуживание аэровокзального комплекса, отмечается и рост чистой прибыли предприятия. Эти показатели очень важны, тем не менее потребности в дополнительных финансовых ресурсах, в инвестициях, намного больше, чем имеются на сегодняшний день», – сообщала пресс-служба Верховного Совета Хакасии.
Аэропорт Абакан сегодня принимает несколько бортов в день. Из столицы республики можно улететь в Москву, Сочи, Новосибирск. Периодически выполняются рейсы в Омск, Иркутск, Красноярск, Норильск. Не густо, конечно, но если учитывать, что были времена, когда из Абакана был всего один рейс в Москву, тоже неплохо.
Увеличение числа направлений напрямую связано с участием республики в федеральной программе субсидирования авиаперевозок, согласно которой часть стоимости перелета авиакомпании оплачивает государство, что делает билет приемлемым по цене для пассажира, а рейс выгодным для перевозчика. Благодаря этому из Абакана летают самолеты в Сочи, планируются полеты в Омск.
В общем, дела идут, но воздушным воротам нужны инвестиции, убежден активный сторонник продажи акций Владимир Штыгашев. Частник может помочь в создании на базе аэропорта узлового, грузового мультимодального транспортно-логистического центра, решить вопрос строительства нового топливно-заправочного комплекса, создания автостанции, модернизации аэровокзального комплекса, развития сферы услуг и торговли. До 2024 года в России также предусмотрена реконструкция 68 объектов в 66 региональных аэропортах. Абаканский аэропорт в этот план не вошел, но, как прозвучало на совещании, если у предприятия будет инвестор, реальная возможность провести модернизацию инфраструктурных объектов появится.
Аэропорт Абакан также имеет статус международного, и здание должно быть готово разместить несколько сот пассажиров одновременно, считает Владимир Штыгашев. «Нам надо выйти на абсолютно другие параметры, чтобы не только сохранить аэропорт, но и дать ему комплексное стратегическое развитие», – отметил спикер республиканского парламента.
Аэровокзальный комплекс действительно должен быть современным, но между тем в словах Владимира Штыгашева слышатся нотки из девяностых. Под красивые слова об инвесторах, акциях, собственниках и эффективных менеджерах в России и в Хакасии в том числе похоронили десятки предприятий, что преподнесли как их неэффективность. А на самом деле таким образом просто убирали конкурентов. Напомним, что авиационную промышленность России, которая поставляла самолеты в десятки стран мира, привели к упадку как раз «эффективные менеджеры», потому что решили, что покупать самолеты на Западе проще, чем делать свои.
Похожие мысли возникают и в случае с аэропортом Абакан. Рядом с Хакасией располагается крупный авиахаб Красноярска, который также принадлежит АО «ЭРА ГРУПП». Какой смысл фирме создавать под боком у красноярского аэропорта конкурента? Максимум на что в этом случае сможет претендовать Абакан – быть запасной воздушной гаванью.
Также абаканский аэропорт вполне могут перепрофилировать в грузовой, а из Абакана возить пассажиров в Красноярск. Насколько это нужно людям – дело десятое, потому что главная цель бизнеса – извлечение прибыли, и если новому собственнику будет это выгодно, он это сделает. Каким образом убедить людей? Для этого есть маркетинговые ходы, например разрекламировать автобус – Аэроэкспресс, который всего за 5 часов домчит пассажира до Красноярска, а потом его прямым рейсом отправят дальше. При этом еще вам ещё и скидку пообещают. Дело в том, что собирать пассажиров в больших хабах – «муравейниках» выгоднее, чем летать за ними по маленьким городам. Но если бизнесу это надо, то зачем жителям Хакасии сидеть в аэропорту Красноярска, в ожидании рейса, когда в республике есть собственный аэропорт?
Какая судьба ждет нашу воздушную гавань в случае продажи, предугадать сложно. Но примеры есть. В свое время Хакасия договорилась о передаче акций СШГЭС в обмен на льготный тариф. И теперь у республики нет ни акций, ни льготного тарифа. Хотя в начале девяностых тоже было много разговоров про инвестиции, акции и тому подобные облигации. Однако оказалось, что это не для людей и не про людей, это про выгоду частного бизнеса.
Между тем в такой огромной стране, как Россия, авиаперевозки имеют стратегическое значение и должны служить прежде всего интересам государства. Какая польза Хакасии в продаже акций аэропорта, помимо обещаний обновить аэровокзальный комплекс, пока не озвучивается, а хотелось бы услышать.
Александр Соловец
Как показывает жизнь, госпакет распродавать нельзя. Работать надо!
И тем не менее 40% акций СШГЭС принадлежащих Хакасии уплыли в частную собственность не без участия всем известного спикера Штыгашева.
Теперь оне портки рвут за аэропорт.
Куда не глянь кругом уши Дерипаска торчат а за ним Натана Ротшильда.
Это называется – грабёж Хакасии.
Все давно придумано. В передачи акций нет смысла. Экономический расчет не предоставлен. Статистики тоже нет.
Сам то понял, что сказал.
Акции украли, а народу лапшу повесили на уши. Потому, что лохи.
Конечно нашим управленцам проще продать и получить не хилый откат,чем заниматься восстановлением того ,что есть.Аэропорт продадут а денежки попилят,в результате Республика лишится ещё одного предприятия агорожане рабочих мест.
С помощью Штыгашева всю республику распродали.