Ксения Буганова, ОНФ
Ксения Буганова, ОНФ

Главные темы нынешней осени – спецоперация, помощь мобилизованным и их семьям. Как обстоят дела с мобилизацией в нашей республике, какие проблемы есть и как они решаются – «Пульсу Хакасии» рассказала Ксения Буганова, руководитель регионального исполкома ОНФ.

Насколько Хакасия проявила готовность отвечать на вызовы, которые возникли в этом году перед страной? Какие пробелы есть и как, на ваш взгляд, их можно ликвидировать?

– О том, что 21 сентября в России объявят мобилизацию, не предупреждали ни одного главу региона. То есть все губернаторы были в одинаковой ситуации, когда нужно было молниеносно реагировать и оперативно, а главное грамотно решать возникающие с мобилизацией проблемы. Но вот скорость и качество решения этих проблем, как впрочем и сам подход к поставленной Президентом задаче, у регионов оказались разными, в некоторых моментах даже кардинально разными.

Например, Хакасия в числе первых отчиталась о выполнении плана по мобилизации. Когда все наши мобилизованные были уже в Омске, то в Республике Алтай еще не было ни одного мобилизованного. Почему? Да потому что на Алтае тщательно проверяли, годен или не годен каждый солдат. Такая тщательная проверка у них была на самом первоначальном этапе, ДО того, как отправить ребят в учебные лагеря. А в Хакасии, видимо, работа была по принципу «быстрее набрать и отправить», потому что теперь мы массово возвращаем ошибочно мобилизованных. У нас еще десятки обращений, на которые мы до сих пор ждем ответа и от правительства, и от военной прокуратуры, тоже по вопросам ошибочной мобилизации.

Вот зачем нужно было торопиться? Не тот это вопрос, по которому было важно завоёвывать лидерство. Уж лучше бы мы последними выполнили план по мобилизации, но более качественно.

Поэтому я честно скажу, я не в восхищении от качества работы нашего регионального правительства. И не только по вопросам мобилизации. У меня много претензий по мерам поддержки всем участникам СВО и по оказанию помощи их семьям. По той же единовременной выплате у Народного фронта было настоящее противостояние с чиновниками. Когда они хотели только 10 тысяч выделить, а мы требовали, что надо минимум по 100 тысяч.

Если говорить конкретно о спецоперации, то работа в этом направлении у нас началась не два месяца назад, а с февраля. Именно с этого момента мы начали собирать гумпомощь, а наши коллеги из Народного фронта регулярно увозили ее на Донбасс. Мы видели, как в других регионах еще с весны начали разрабатывать меры поддержки тем, кто уходит защищать Родину. Первым был Приморский край, они разработали региональную программу по поддержке всех участников спецоперации. Владимир Путин поддержал это решение и еще тогда, в мае, порекомендовал губернаторам других регионов перенимать опыт Приморья.

Но вот, к сожалению, до сентября в Хакасии не было никаких движений по разработке аналогичной программы. Да и начались они только после того, как Народный фронт поднял этот вопрос в СМИ, после того как нас поддержали журналисты, депутаты. В частности, огромную работу в этом направлении проделала и продолжает делать Светлана Могилина.

Вы обращались к кому-то конкретно, либо вы взаимодействовали с социальным блоком? Потому что, возможно, все проблемы с которыми вы обращались возникают именно в социальном блоке.

– Мы всегда обращаемся не к одному чиновнику конкретно, не к одному ведомству, а сразу во все возможные инстанции. Мы писали Валентину Коновалову, к его замам, министрам. Но уже стало правилом, что чиновники в большинстве своем реагируют на наши обращения, наши предложения, только после того, как мы их озвучиваем в СМИ.

Оправдывать это тем, что наши чиновники не были готовы к происходящему, – не тот случай. Политик вообще всегда должен быть готов ко всему. Должен уметь быстро перестраиваться под новые вызовы. Должен чувствовать свой народ, чувствовать проблемы, которые сегодня наиболее актуальны для населения и уметь решать эти проблемы не как в поговорке «заставь дурака Богу молиться».

Поэтому я всегда говорю, есть очень простой секрет, простой метод научиться быстро и эффективно решать проблемы людей так, чтобы это было не для галочки. Нужно просто мысленно брать себя прямо за шкирку, вытаскивать из чиновничьего кресла, ставить на место того человека, который обратился за помощью, и только потом думать, как эффективнее помочь. Надо нашим чиновникам учиться принимать решения, как будто вопрос касается их лично.

К примеру, первоначально правительство Хакасии решило выделить мобилизованным по 10 тысяч рублей. Люди восприняли эти копейки как издевательство. А вот если бы наш губернатор, его замы, министры вытащили себя из удобного кресла, поставили себя на место жены мобилизованного, которая осталась с детьми на руках да без копейки денег, причем в долгах, потому что на сборы мужа ушли все сбережения, вот достаточно ей будет 10-20 тысяч рублей или всё-таки нужно больше средств из бюджета выделить? А если она к тому же беременная, сможет ли она обходить инстанцию за инстанцией, чтобы получить выплаты, или всё-таки человечнее сделать беззаявительный порядок выплат, как делают другие регионы, чтобы жены участников СВО не обивали пороги?

Поэтому я вынуждена констатировать, что наши региональные чиновники, к сожалению, не всегда и не все умеют пользоваться вот этим методом — ставить себя на место того человека, который пришёл за помощью. На место тех людей, для кого они разрабатывают какие-то программы, какие-то меры поддержки. Вот поэтому у нас так и получается, что они вроде что-то делают, а толку для населения мало.

Говорят, что и обещанные 100 тысяч до сих пор не выплачены. Почему такая задержка?

– Мы тоже уточняли в республиканском правительстве, и нам пояснили, что все оформляется, пока подписываются необходимые документы. Нам сказали, что выплаты начнутся после 15 ноября. Когда в итоге деньги дойдут до получателей, мы узнаем в числе первых, мы на связи с нашими мобилизованными, они нам сообщат.

Может, пора уже обратиться к полпреду президента Анатолию Серышеву? Сказать – пожалуйста, помогите. Вопрос не в том, что кто-то не справляется и его надо наказать. А просто попросить помощи, чтобы справиться с этими проблемами.

– Обращение за помощью к полпреду Анатолию Серышеву для нас всегда запасной, крайний вариант по любому вопросу, не только по мобилизации. Алгоритм работы с полпредом по решению региональных проблем следующий: мы видим проблему, видим, что она касается большого количества людей, мы помогаем правительству Хакасии на примере других регионов разработать более эффективный алгоритм ее решения, озвучиваем его нашим чиновникам. И если мы видим, что они ни нашим алгоритмом проблему не решают, ни свой не разрабатывают, а проблема тем временем усугубляется, тогда мы выходим уже на полпреда и просим его помочь, вмешаться в ситуацию, подтолкнуть наших чиновников к решению проблемы, которая актуальна для большинства жителей Хакасии.

Какой объем работы за эти два месяца выполнил ОНФ?

– С началом мобилизации мы поняли, что можем работать в режиме 24/7. И это не преувеличение, это констатация факта. И выбора у нас не было. Потому что как только началась мобилизация, в каждом регионе, в том числе и в Хакасии, на базе отделений Народного фронта были оперативно открыты Центры оказания помощи мобилизованным и их семьям. К нам нескончаемым потоком пошли люди. Причем первые три недели были в основном обращения по ошибочной мобилизации. Их нельзя было откладывать в 6 часов вечера, когда у нас фактически заканчивается рабочий день. Их нужно было отрабатывать сразу, потому что была дорога каждая минута. Поэтому до 7-8 вечера мы принимали обращения, до последнего посетителя, потом закрывали офис и до 2-3 часов ночи готовили по каждому заявлению пакет документов, с утра пораньше вот этот полный пакет по каждому заявителю направить в правительство, в прокуратуру, в военкомат, чтобы как можно оперативнее начали принимать меры по тому человеку, который призван по ошибке. Вот в таком режиме мы работали недели три.

Сейчас мы продолжаем обрабатывать заявления от семей мобилизованных. Около сотни обращений мы направили в различные инстанции и на многие еще не получили ответы. Быстрее приходит реакции от ошибочно мобилизованных. Они нам звонят и сообщают: «Всё, мы едем домой, спасибо вам огромное за помощь». Вот только за последние сутки трое позвонили с таким радостным известием.

Теперь наша основная задача — это ещё и помощь семьям мобилизованных, потому что ещё не все получили выплаты, не для всех выплаты, которые они получили, были достаточным, чтобы перекрыть долги.

Мы приезжали в семьи, у которых даже нечего было поесть. Особенно поначалу это было, сейчас, конечно, уже много подключилось и других общественных организаций. Администрация Абакана серьёзно помогает, администрации других муниципалитетов, допустим тот же Алтайский район, Усть-Абаканский район.

Поначалу было сложнее, сейчас уже более-менее всё отработано, и мы по очереди развозим эту гуманитарную продуктовую помощь, которую, кстати, собирают неравнодушные жители Хакасии.

Может, у нашего правительства, у нашего губернатора слишком много проблем и они не успевают оперативно все сразу решать?

– Реальность такова, что политика, особенно возглавляющим регионы, нужно уметь расставлять приоритеты. Проблем всегда много, но нужно понимать, какую именно проблему нужно сейчас подключаться решать, какая важнее, а какую можно маленько сдвинуть, потому что невозможно сделать всё сразу.

Вот сейчас главная тема для всей страны – это спецоперация, поддержка участников СВО, поддержка их семей. Это судьба нашей Родины, это касается каждого из нас – как и в какой стране мы будем жить дальше. Мы видим, как другие регионы активно включаются в эту тему, какая у них идет мощная информационная поддержка. А у нас в Хакасии в этом направлении тишь да благодать. А у нас в Хакасии в это непростое для страны время, когда губернаторам нужно объединять народ, идет мощная информационная поддержка Валентина Коновалова.

Получается, что правительство Хакасии не умеет расставлять приоритеты. У нас вся республика уставлена портретами губернатора. Портреты наших героев только сейчас стали публиковать, и то под давлением общественности.

Мы неоднократно выходили на правительство Хакасии с просьбой поставить баннеры с акцией «Всё для Победы». Это Всероссийская акция, в рамках которой жители каждого региона перечисляют средства на региональный счет, чтобы потом на эти деньги купить для участников спецоперации из Хакасии всё необходимое: беспилотники, прицелы, тепловизоры и многое другое, что поможет сберечь нашим бойцам жизнь. Мы, конечно, распространяем эту информацию через свои соцсети. Люди приходят к нам в офис и говорят: а чем еще можно помочь? А куда перечислить?

Смотрела интервью Михаила Побызакова, в котором он сказал, что многочисленные баннеры с фотографией Валентина Коновалова – это для поднятия настроения у жителей. Слушайте, людей сейчас волнуют не выборы губернатора в следующем году, не его достижения, которые, к слову, не его, но это отдельный разговор. Сегодня у всех тема номер один для обсуждения дома, в коллективах, на улицах – ход спецоперации.

Людям тревожно, люди хотят помочь, нужна консолидация общества. И вместо информации на эту тему с баннеров, которые буквально на каждом углу, улыбающееся лицо Коновалова. Ну не дураки у нас люди, они понимают, что правительство начало предвыборную кампанию. Такое чувство, что им не до проблем страны, они заняты решением собственных задач. Получается, это сейчас главный приоритет для нашего правительства. На эту официально не объявленную предвыборную кампанию тратятся бюджетные деньги. И деньги немалые. Мы просили у правительства информационной поддержки по спецоперации, нас просят об этом люди, которые помогают собирать помощь и деньги для участников спецоперации из Хакасии. На это средств у региональных чиновников не нашлось. Зато для поддержки себя есть. Я это расцениваю как плевок в душу жителям Хакасии.

Кого вы хотели бы выделить и поблагодарить за помощь?

– Во-первых, всем жителям Хакасии, которые принимают участие в сборе гуманитарной помощи, предпринимателям, организациям. Очень серьезно нам помогает Сибирская генерирующая компания и лично ее руководитель Андрей Аплошкин. На днях активисты Народного фронта и сотрудники СГК выехали в Омск с адресной помощью. Было очень много обращений от семей мобилизованных, которые просили помочь им доставить посылки с гостинцами из дома до родных в Омске. СГК откликнулась сразу, предоставила нам транспорт. Очень серьезно нам помогает пот этой линии депутат Верховного Совета Хакасии Денис Кабанов.

Отдельно хочу поблагодарить мэра Абакана Алексея Лемина и его команду за ту колоссальную работу по оказанию помощи семьям мобилизованных. Чуть ли не с перового дня после объявления мобилизации в Администрации города развернут специальный штаб, где в точечном режиме отрабатывается каждая проблема. Всё быстро, без лишних заморочек.

Вот это как раз тот самый пример, когда чиновники умеют ставить себя на место того, кому они оказывает помощь, и с позиции обратившегося человека разрабатывают эффективные меры поддержки. В Администрации Абакана этим методом пользоваться умеют. А в правительстве Хакасии, получается, не умеют. То ли чуйки у них нет, то ли опыта, то ли совести.

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Лаврентий Берия
1 год назад

Очень хорошо и точно все сказано! Проблема замыкается на одном человеке. Какой там выбор приоритетов? Так одна прямая линия, которая видна невооруженным взглядом. Одна цель, а все что кругом – серый фон, досадные помехи, мешающие занять кресло на второй срок. Коновалову абсолютно плевать, что пишут, говорят, ему бы день еще продержаться, да за кресло крепче уцепиться. Абсолютно лишенный эмпатии человек, зацикленный на себе, на своих хотелках. “Мелкий человек” дорвавшийся до власти – это очень опасно. Говорят, что сила солому ломит. В нашем случае, солома настолько подгнила, что только в компост.

жора
Reply to  Лаврентий Берия
1 год назад

точно и тонко подмечено.

Бабуля
Reply to  Лаврентий Берия
1 год назад

Дело не в нем, а в полит. системе, когда существует конкуренция партий. Одним из показателей считается количество выборных мест (депутатов, глав городов, районов, регионов), занятых по партийным спискам. Поэтому ЦК давит на своего ставленника, надеется повторить прошедший успех. Предвыборные мероприятия задуманы давно и даже мобилизация не заставила их отложить. Возьмите пример USA: хоть потоп, но борьба обеих партий продолжается… В результате пока в РХ эффект от политтехнологий получается обратный. “Хотели как лучше, получилось как всегда!”

Лариса
1 год назад

В отношении