ДомойЭкономикаЧто в Хакасии тормозит развитие туризма?

Что в Хакасии тормозит развитие туризма?

-

Разговоры о том, как Хакасии стать туристической Меккой, идут давно. Непонятно только, отчего воз и ныне там. Может, проблема в том, что обсуждают её в правительстве и созданных им бюджетных учреждениях, а дела делаются на уровне частных инициатив?

Об этом на днях “Пульс Хакасии” беседовал с Владиславом Нечкиным. Наш гость – предприниматель, юрист, общественный деятель, энергичный человек – задался целью проложить-таки туристическое направление с Урала в Хакасию, нашёл заинтересованные компании и клиентскую базу… Но неожиданно столкнулся с непониманием тех, кто косвенно убедил его в успехе: Туристический информационный центр Хакасии, активно присутствующий во всех соцсетях, реальному человеку помогать отказался. Владислава не включили даже в состав группы, которая в тот самый момент, когда пишутся эти строки ведёт обучение экскурсоводов.

– Сегодня туристы со всей страны охотно едут на Байкал, в Крым, в Абхазию, а вот про Хакасию они даже не слышали, и это – результат работы нашего ТИЦ. Такая нулевая точка и отсутствие согласия между отдельными объектами туристической инфраструктуры в Хакасии сильно тормозит работу направления. Не раз я присутствовал на совместных совещаниях и форумах туроператоров Хакасии и пришёл к выводу, что каждый мыслит в пределах своей турбазы. Делать что-то сообща мы не готовы. Видимо, сказывается непростой предпринимательский опыт предыдущих лет и неспособность бюджетных учреждений организовать такую работу. Нет, каждый по отдельности – многочисленные туристические компании и турбазы, Туристический информационный центр Хакасии, Госкомитет по туризму РХ, Государственный заповедник «Хакасский», Хакасский краеведческий музей, наконец, – работают. Между тем налицо проблема отсутствия дорожной инфраструктуры: нет стоянок с туалетами, практически отсутствуют указатели и информационные щиты. В специализированном магазине Екатеринбурга, где продают карты и путеводители, с трудом отыскался единственный справочник по Хакасии, выпущенный 10 лет назад. Когда мне потребовалась информационная поддержка в виде отпечатанной полиграфии с картой Хакасии, достопримечательностями и телефонами, на которую уже затрачены бюджетные средства, – в ТИЦ отказали предоставить даже электронные исходники, печать которых я заказал бы за свой счёт. Объявили об обучении экскурсоводов – заявился, выполнил все условия, написал эссе, разъяснил, чем занимаюсь на Урале, зачем мне всё это нужно. Не включили в группу. Видимо, нашли более достойных соискателей, только мне-то обучение нужно не для общего развития, а для работы. Ведь первоначальное общение с потенциальным туристом нужно вести грамотно, в том числе и со стороны экскурсовода, – делится наблюдениями мой собеседник.

Цветут жарки

Они с Урала?..

Между тем идея Влада Нечкина ценна уже своей географией. «Его» туристы поедут в Хакасию из уральских городов-миллионников: Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, а также с Крайнего Севера – Сургута и Нового Уренгоя.

– Сам я 15 лет прожил на Севере Урала и прекрасно знаю менталитет людей, живущих в городе, куда арбузы привозят раз в год. С 2004 года ко мне в Хакасию стали приезжать друзья из Серова и Североуральска. У них от путешествия куда больше эмоций, чем у жителей Екатеринбурга, регулярно посещающих другие страны и 5-звёздочные отели, таким образом, русский Север для туризма Хакасии – наше всё.

В Ергаках

– Владислав Юрьевич, у Вас ведь есть опыт работы с туристическими группами не только частного порядка? Расскажите о первых шагах в туристическом бизнесе. Почему вас заинтересовала эта сфера?

– С октября 2018-го года я занимаюсь представлением интересов предпринимателей Хакасии на Урале и у нас сложился круг предпринимателей, которые, как и я сам, оказывают различного рода услуги. В настоящий момент мы открываем представительства в уральских городах-миллионниках. Там есть деньги, поэтому на Урале зарабатывать проще, чем в Хакасии.

Хакасское угощение для почётных гостей

– Понимаю. Нефть и газ, платежеспособное население…

– Именно. Представительства будут открыты в Екатеринбурге, Тюмени и Омске, и идея направления в Хакасию туристов из этого региона обусловлена логистикой. Поезд «Абакан – Москва» идёт через эти города, благодаря чему очень просто формировать группы: кто-то подсаживается в Екатеринбурге, кто-то в Перми, все в одно время приезжают в Абакан, а полноценная группа уже ездит по Хакасии, посещая достопримечательности. Туроператоры Екатеринбурга, которые занимаются экскурсионным обслуживанием заверили, что готовы с нами сотрудничать, потому что их клиенты просят новых маршрутов, есть потенциал.

– Насколько он велик?

– У одного из партнёров клиентская база порядка 1,5 тысяч человек постоянных путешественников, у других насчитывается до 2 тысяч человек. Все уже ездили в Крым, другие союзные республики и хотят новых маршрутов. В Хакасии им не с кем работать и сейчас мы решаем этот вопрос. На днях встретился с директором СаяныЭкоТур, моя задача – связать уральских туроператоров с партнёрами из Хакасии. Хотелось бы, чтобы в проекте участвовали и бюджетные организации. Финансирования мы не просим, но будем признательны за любую информационную и моральную поддержку. К сожалению, понимание пока нашли только с директором ООО «СаяныЭкоТур» госпожой Егоровой.

– Уральские путешественники, наверняка, мало слышали о Хакасии…

– Да, но мы работаем там давно, общаемся с людьми, у нас очень много друзей, клиентов, знакомых. Когда узнают, что я из Хакасии, интересуются, что за регион и хотят узнать больше. О Хакасии они слышали, что здесь взорвалась ГЭС, Путин поймал щуку, бушевали пожары, а к власти пришёл молодой коммунист. То есть, всё то, о чём говорят средства массовой информации, особенно в последнее время.

– О, да! Мы стараемся…

– Вот люди и хотят ехать, активно интересуются, какие здесь туристические маршруты, условия размещения, какой транспорт ходит. Им интересно посмотреть не только Хакасию, но и юг Красноярского края, Столбы, Шушенское. Самолётом можно долететь из Екатеринбурга в Красноярск, но нет прямого рейса в Абакан. Поэтому мы рассматриваем не только поезд, но и перелёт в Красноярск, где туристов надо встретить, провезти в Хакасию, показать достопримечательности и доставить обратно. Всё это логистика, и СаяныЭкоТур готов этим заниматься. У них есть наработки, а моя задача – сделать так, чтобы сюда шёл устойчивый трафик туристов.

– Говорят, первые туристы с Урала уже побывали в Хакасии. Как впечатления?

– Буквально в апреле приезжала фокус-группа из 4 человек, и все остались очень довольны. Они рассказали о своих ожиданиях, дали обратную связь, и сейчас я обрабатываю эту информацию. Проанализируем и будем думать, что изменить, как подать, какие достопримечательности показывать в межсезонье, какие отложить до лета. Они провели здесь всего 4 дня, и этого показалось нам маловато.

– Если спрошу, куда именно возили гостей? Коммерческая тайна?

– С удовольствием расскажу. На выбор предлагалось множество маршрутов. Что-то туристы выбрали сами, что-то я посоветовал. Сначала проехали по Саяногорскому направлению – СШ ГЭС, Шушенское, Минусинский музей. Затем было Ширинское направление – Туим, Тропа предков, Сундуки. К сожалению, не осталось времени на Абазинское направление, хотя там тоже красоты серьёзные. Хакасия удобна для путешественников тем, что группу можно комфортно заселить в Абакане и буквально на неделю расписать радиальные выезды. Единственный маршрут, который не укладывается в один день – это Шира. Там очень много достопримечательностей, и за день всё увидеть невозможно. Поэтому Ширинский маршрут рассчитан на 2 дня с ночёвкой в Шира или на турбазе. Все это сейчас прорабатываем.

Духи. Панно из камня саяногорского художника Сергея Карлова

Организовать по высшему разряду!

Организовать путешествие по Хакасии можно и в частном порядке. Куда отправиться на выходных знает у нас каждый автолюбитель. Ергаки, Смирновский бор, каменная Улуг Хуртуях Тас, озёра Белё и Тус, Ивановские озёра, форелевое хозяйство, Дом енота, частная сыроварня, Туимский провал, корабль Тортуга, памятник гидростроителям – вот далеко не полный перечень красот Хакасии, от которых захватывает дух. И если, например, в Сочи турист может самостоятельно курсировать на общественном транспорте по маршруту Морвокзал – Мацеста – Дендрарий – Море Молл – Красная Поляна – Адлерский рынок, то Хакасия более аутентична и закрыта. Туристу издалека помимо радости от знакомства с достопримечательностями необходимы полноценное питание, удобная постель, исправный транспорт, личная безопасность.

– Найти организацию, которая имеет все разрешения на туристическую деятельность, для туроператоров Екатеринбурга очень важно. Безусловно, я мог бы нанять водителя, экскурсовода и создать «колхозный» бизнес. Но так работать не хочется, люди, которые сюда приезжают должны получить качественные услуги с сертифицированным перевозчиком, правильными автобусами, лицензированные и сертифицированные экскурсоводы, посвятившими работе много лет. Мы не станем снимать квартиры посуточно, а хотим разместить своих клиентов в нормальной гостинице, гостевых домах, на турбазе. Таких ресурсов у меня нет, поэтому принято решение работать с компаниями, где всё будет по высшему разряду. Турист, вернувшийся домой в восторге от Хакасии посоветует это направление ещё 10 друзьям, из которых трое – поедут. При этом у нас нет цели заработать на этом денег. Наша цель – создать схему, чтобы туриндустрия Хакасии зарабатывала на деньгах Урала. Потому что денег там больше, – убеждён Влад Нечкин.

Оглахты. Лестница в небо

– Как на Алтае?

– Алтай чудесно зарабатывает, я бывал там не раз, но сегодня Алтай слишком туристический. Туризм там на каждом квадратном метре, на каждом берегу Катуни. В этом плане Хакасия более природная. Окинув взглядом Алтай, вы увидите не бескрайний простор, а заборы турбаз. В Хакасии настоящий девственный простор и природа, неизведанная ещё туристом из северных регионов страны. Направление, которым я занимаюсь – капля в море. Северное направление надо развивать. Сургут, Новый Уренгой, Нижневартовск – регионы, которые хотят видеть природу, проводить время в более тёплом климате России.

– Скажу больше, они готовы сесть на внедорожники и поехать…

– В том числе. Более того, я переговорил здесь с некоторыми предпринимателями, есть человек готовый вложить деньги, переоборудовать несколько микроавтобусов в передвижные дома, которые туристы будут брать в аренду и самостоятельно с картой ездить по Хакассии. Если спустило шину в безлюдной местности – выедет техслужба и всё исправит. Эту идею я уже презентовал я на Урале в кругу некоторых друзей, и они сказали: да, это интересно, за это готовы платить.

– Согласна с Вами, в отличие от москвичей, северяне не избалованы. Они действительно радуются катанию на оленях в День рыбака и охотника, имея средства на поездки в Европу. Уверена, наши кондитерские с пятьюдесятью сортами свежих пирожных по цене от 25 рублей, покажутся им фантастикой. Так что добро пожаловать!

– Всё не так просто. Я прекрасно знаю тех людей, как они думают и общаются и сразу скажу, простая реклама там не работает. Уральцы не берут газету, не читают рекламу и не звонят по указанным номерам. Основной вид рекламы в малочисленных, по сравнению с нашими, северных поселениях – сарафанное радио. Презентовать свои услуги там можно на встречах в кафе, в узком кругу, который собирается по приглашению групп в соцсетях на интерактивную презентацию проекта. На одной из таких встреч, где я присутствовал, староверы с Севера презентовали свою деревню. Рассказывали о старообрядческих обычаях, устоях, тонкостях, и это было интересно. Захотелось туда съездить. Именно такой формат на Урале популярен, и это надо сопоставлять и учитывать в работе. Манера общения там тоже иная: первые дни, как приезжаю на Урал, меня не понимают. Людям кажется, что я слишком быстро разговариваю, и они не могут с такой скоростью уловить информацию. Это также должно учитываться при экскурсионном сопровождении, ведь непонимание такого рода может стать раздражающим фактором для уральцев.

Доисторические наскальные изображения в Хакасии

О ценах и выгодах…

– Я так понимаю, что основную ставку Вы делаете на нефтяников?

– Нет. Большую часть наших потенциальных клиентов составляют пенсионеры, часть – люди моих лет, которые работают и хотят съездить в отпуск. Есть туристические регионы, почему бы таким не стать Хакасии? У нас для этого есть всё, кроме дешёвых авиабилетов в Абакан. Двое суток на поезде, конечно, людей настораживают, они начинают экономить время на экскурсиях…

– Но развлечь людей можно уже в поезде. Ведь путешествие по железной дороге увлекательно само по себе. Меня бы больше заинтересовали доступные цены…

– Наш регион может принять туриста и за тысячу рублей в сутки и за 15 тысяч. Здесь есть где жить, есть на чём ездить, есть даже интересные пешие маршруты. Поэтому мы готовы развивать несколько направлений, включая студенческий туризм и организацию путешествий для пенсионеров. Повторюсь, в нашем бизнесе важно количество людей, а не кто сколько оставил денег. Студент, который потратил в Хакасии 5 тысяч рублей за 3 дня, вернувшись домой, сделает для рекламы региона больше, чем человек потративший за день 50 тысяч рублей, который расскажет о путешествии двоим друзьям, привыкшим отдыхать на Мальдивах. Сегодня нам более интересен турист, который едет за впечатлениями.

Вот к таким намерениям следует сегодня быть готовыми всем тем, кого назначили курировать туристическое направление в Хакасии. Что-то подсказывает, будущее именно за таким вот подходом, ориентированным одновременно на «нефтедоллары», интеллектуального туриста и уже созданную в Хакасии инфраструктуру. Такие инициативные люди, как мой собеседник, карты напечатают, презентацию проведут, экскурсию организуют, а туристов будут водить за ручку, если понадобится. Только бы не отвлеклись на какие-нибудь более выгодные проекты без поддержки со стороны ответственных лиц…

Беседовала Татьяна КОРНЕВА, фото автора

Пульс Хакасии в telegram

4 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Анатолий
5 лет назад

Быстро прочитал. Интересно. Надо еще раз, но теперь вдумчиво и с пазами. Потом отзыв будет. Рекомендую.

Нищий народ
5 лет назад

Пять новых разрезов в течение двух лет. О каком туризме речь?

Енот
5 лет назад

да-да

Енот
5 лет назад

С этим человеком связываться не рекомендую. Загляните на сайт ФССП сколько Нечкин народа кинул, всем и вся должен…не привык отвечать за свои обязательства.

4
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x