Так сложилось, что в Хакасии центральная политическая тема месяца – сессия Верховного Совета. Объясняется это просто: на заседание парламента собираются практически все управленцы республики, чтобы обсудить самые важные темы. Сегодня депутаты попросили у Михаила Мишустина помощи в транспортировке хакасского угля и приняли ряд законов, напрямую касающихся жизни Хакасии. Но сколько бы в последнее время сессий ни проходило, возникает ощущение, что республиканские власти догоняют уходящий паровоз, то есть вместо того, чтобы предотвратить пожар, задумываются о тушении огня, когда по пепелищу уже гуляет ветер.
В последние дни центральная тема обсуждения – кризис угольной отрасли. На свой манер об этом трубят все СМИ. Оппозиционные доказывают (и надо отметить, делают это убедительно, потому что оперируют фактами), что республике грозит масштабный экономический коллапс. Близкие к власти издания находят множество доводов, свидетельствующих, что ограничение вывоза хакасского угля в восточном направлении не так уж страшно. Переживем.
Возможно, истина где-то посередине, но в любом случае, в том что экспорт главного товара Хакасии в октябре уменьшился в 15 раз, хорошего мало. Это ударит по карману угольщиков, отразится на достатке их семей и работе сферы услуг, потому как денег в экономике станет меньше. Это, конечно же, проблема.
Но есть и еще более глобальная проблема системного характера. Если ее не решить, то надеяться на лучшее и вовсе не приходиться. Жизнь такова, что всегда преподносит сюрпризы и новые вызовы. Они были есть и будут, а успех зависит от умения реагировать на возникающие трудности и решать проблемы. Хакасия между тем, как слабый боец на ринге, открыта для ударов судьбы, потому что не может ни защищаться, ни нападать.
То, что объемы вывоза угля упадут, было понятно еще в начале года, но хоть кто-нибудь из власть предержащих, из тех, кто влияет на социально-экономическую ситуацию в регионе, готовился к этому? Вариантов в данном случае немного, но они есть: лоббировать увеличение объемов вывоза угля либо переориентировать республиканскую экономику. Не было сделано ни того, ни другого.
Летом, когда вопрос стал ребром и тему начали активно обсуждать в СМИ, Валентин Коновалов съездил в Москву. Однако все ограничилось имитацией бурной деятельности. Вспомнили о проблеме осенью, когда угольщиков начало всерьез лихорадить. Экспорт угля сократился с 868 тыс. тонн в марте этого года до 57,4 тыс. тонн в октябре. Угледобытчики обратились в Верховный Совет, и президиум внес вопрос в повестку октябрьской сессии, на которой депутаты обратились к Председателю Правительства России Михаилу Мишустину с просьбой помочь.
Надежды на результат есть, но слабые, поэтому правительство заранее начало готовить почву, публикуя в близких СМИ интервью с экспертами, которые объясняли, почему расширения транспортного коридора Хакасии ждать не стоит, и аргументировали тем, что железная дорога, хоть и железная, но обеспечить нужный объем перевозок не в состоянии. К тому же сегодня инфраструктура РЖД загружена по полной. Иными словами, угольщиков готовят к тому, что им придется затянуть пояса, соответственно вместе с ними это сделает и Хакасия. Почему к этому не готовились заранее, почему не были разработаны альтернативные варианты бюджетного планирования – вопрос дня.
Для чего в Хакасии правительство, министерства, комитеты, ведомства? Чтобы распределить неожиданно поступившие дополнительные доходы, достаточно нескольких бухгалтеров с парой помощников. Зачем Хакасии министерство с громким названием – экономического развития? Что они развивают? Максимум, что вспоминается за последние месяцы, это распределение грантов тем, кто продвигает креативные индустрии (в основном те, кто снимает ролики и делает фильмы). А с чем кушать эти индустрии? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: если в следующем году, а возможно, и в перспективе 3-5 лет, не будет источника дохода от налога на прибыль угольщиков, значит, ему надо искать замену.
Вот этом случае и нужен креатив – нет возможности продать уголь, значит надо делать так, чтобы твердое топливо работало на экономику Хакасии, здесь, в регионе. Для этого необходимо создавать предприятия переработки, развивать новые производства, где будут заняты люди, выпускающие нужную продукцию. Дело это не быстрое, но когда-то надо начинать. Хоть один такой проект в министерстве экономического развития имеется? Если имеется, почему об этом ничего не известно общественности? Почему в Хакасии продолжают крутить затертую пластинку про инвестиции, акции, биржи, рынки и прочие финансовые спекуляции?
Может, хватит уже креативить, устраивать форумы и фуршеты, красиво тусоваться, а пора заняться делом? Это, кстати, относится и к Верховному Совету. Пора бы уже выйти из спячки и начать выполнять данные избирателям обещания. Четыре года назад в избирком стояла очередь из желающих зарегистрироваться кандидатом в депутаты, каждый из которых заявлял, что главная его задача – помогать людям, которые выписали мандат доверия и с нетерпением ждут, когда их избранники будут оперативно, но вдумчиво работать, чтобы Хакасия на самом деле развивалась.
Александр Соловец
Как это верно – про переработку угля! Может тогда и газопроводы к нам тянуть не придется, а на месте будет топливный газ