Ветеринар из Хакасии Олеся Семенкович стала счастливой обладательницей круизного тура по России под названием «Жемчужина Кавказа». Вернувшись в родную республику, девушка поделилась впечатлениями с корреспондентом «Пульса Хакасии».

«Вот и завершилось моё незабываемое путешествие под названием «Жемчужина Кавказа». Для меня это было как «Семь чудес света за одну неделю». Поездка стала возможна как финалисту всероссийского студенческого конкурса «Твой Ход» в рамках федеральной программы «Больше, чем путешествие». До сих пор пребываю в состоянии «щенячьего восторга». Это сказочное путешествие не только воплотило мою давнюю мечту попасть на Эльбрус, но и в десятки раз превзошло все мои самые смелые ожидания.

Круизный тур “Жемчужина Кавказа”

Путешествие началось с Казанского вокзала Москвы. В мой тур также входило и питание. Кормили нас очень вкусно.

Каждое утро мы оказывались в новом городе Северного Кавказа, посещали самые интересные места, а вечером возвращались обратно и мчались в следующий пункт назначения.

Первым городом, который мы посетили, стал Майкоп – столица республики Адыгея. Ее коренные жители называются адыги, которых вместе с народами Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии когда-то величали черкесами. В Адыгее регулярно находят множество артефактов мелового периода. К примеру, настоящие аммониты, которые мы увидели в местном краеведческом музее. Причем есть они не только там. Ими украшают дворы или размещают возле ворот частных домов. Кстати, региональный код на автомобильных номерах – 01.

В Адыгее мы посетили и Хаджохскую теснину (устье реки Белая), которая расположена на территории заповедника с небольшим зоопарком, где проживают кавказские волки, лисичка, енот, кролики и три медведя. Все они были спасены от рук браконьеров или недобросовестных держателей.

Республика Адыгея, Хаджохская теснина (Каменномостский каньон)

После пешей прогулки наш ждал шикарный ужин в ресторане с национальными блюдами: знаменитыми адыгейскими сырами, пирожками халюж и мамалыгой (адыгейской пастой). И все это безумно вкусно и по-кавказски гостеприимно. Там же для нас станцевали очень красивый национальный танец исламей и провели небольшой мастер-класс.

Третий день нашего путешествия стал для меня особенным, так как исполнилась моя давняя мечта – посетить Кабардино-Балкарию и покорить Эльбрус. С поляны Азау (Приэльбрусье) на подъёмниках мы поднялись на высоту 3847 м над уровнем моря (с. Гара-Баши). Чувствовался существенный перепад, поэтому в каждом перевалочном пункте останавливались не меньше, чем на 15-20 минут для адаптации. Предпоследней точкой до пункта назначения была станция Мир, расположенная на высоте 3400 м над уровнем моря, где нас ждал приятный сюрприз – мастер-класс по приготовлению национальных хычинов. Это тонкие лепешки с прослойкой из сыра, мяса или еще чего-нибудь. Мы даже самостоятельно попробовали их приготовить. Было очень здорово! Недалеко от Эльбруса есть Поляна Нарзанов, где можно продегустировать все виды нарзанов.

На четвертый день моего сказочного путешествия мы прибыли в Чеченскую республику. Грозный – город-сказка, очень красивый! Там кажется, что ты оказался где-нибудь в Дубае. Для тех, кто собирается в ближайшее время его посетить, рекомендую продумать свой гардероб. У женщин обязательно должны быть длинные одежды, закрывающие щиколотки (желательно юбки) и запястья. Платок в городе носить совсем не обязательно, но при посещении мечети он вам понадобится. Но все-таки я бы посоветовала его надеть сразу, так как в 09:00 там уже очень жарко (по ощущениям было градусов 36). Что касается мужчин, то главное, чтобы были закрыты колени и плечи, футболки допускаются, но не майки.

Фото: Олеся Семенкович, Чеченская республика, г. Грозный

В Грозном мы прогулялись по проспекту Путина и посетили смотровую площадку в одной из башен Грозный-Сити, с которой открывается потрясающий вид на город! Там же нам разрешили заглянуть в очень красивую мечеть «Сердце Чечни».

Грозный-Сити, проспект Ахмат-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова
Мечеть «Сердце Чечни», г. Грозный

Вообще чеченцы очень гостеприимный народ. Мы попробовали огромное количество национальных блюд. И все они – просто пальчики оближешь!

Чеченские голушки из пшеничной и кукурузной муки с чесночным соусом и мясом (нежнейшая баранина и курица). На десерт – сладкий тыквенный плов

Также мы посетили Аргунское ущелье и древние сторожевые, знаменитые Ушкалойские башни-близнецы. Пока добирались до него, просто дух захватывало от необычайной красоты Чеченской Республики. Этот восторг невозможно передать словами, все это нужно увидеть своими глазами и прочувствовать. Это место точно никого не оставит равнодушным! Побывали мы и на Нихалоевских водопадах – шикарное место. От свежайшего и чистейшего горного воздуха просто сносит голову! Также рекомендую…

Аргунское ущелье, Ушкалойские башни-близнецы
Нихайловские водопады, Чеченская Республика

После чего мы отправились в самую красивую и большую мечеть в России и Европе «Гордость мусульман» в г. Шали. Сделана она из белого мрамора и ночью подсвечивается разными цветами, что делает ее еще более фантастической. Внутри здания так же очень красиво и величественно.

г. Шали, мечеть «Гордость мусульман»

На пятый день мы прибыли в Махачкалу (Республика Дагестан) и отправились в Сулакский каньон. И не удержались от возможности прогуляться на катере по Чиркейскому водохранилищу. Стоимость 40-минутной прогулки варьируется от 5 до 6 тысяч рублей. Интересно, что вода в нем пресная, но ее цвет какой-то нереальный, напоминающий бирюзовый топаз. Когда мы остановились в Чиркейском ущелье, то было видно дно, но, по словам гида, в каньоне глубина около 60 метров. Сулакский каньон нам удалось увидеть лишь со смотровой площадки. Но очень хочется вернуться туда и совершить прогулку на катере.

Республика Дагестан, Сулакский каньон

Также посетили и форелевое хозяйство «Главрыба». Помимо разведения и выращивания рыбы, кстати, не только форели, на территории хозяйства расположен огромный парк, где можно посмотреть, как выращивают мальков, покататься на катере и аттракционах, покормить рыбок и других животных. Там же находятся многочисленные кафе и ресторан. К сожалению, у нас хватило времени только на короткую прогулку и обед в ресторане. Свежая форель, запеченная на углях – одно из коронных блюд этого заведения.

В Дагестане мы посетили и бархан Сарыкум. Как же приятно походить босиком по горячим пескам пустыни. Только осторожно: важно не посещать запрещенные его части, так как можно встретить ядовитых змей. К примеру, гюрзу – самую коварную из гадюк, а также скорпионов.

Республика Дагестан, бархан Сарыкум

На шестой день нам удалось побывать в трех курортных городах: Кисловодске, Пятигорске и Минеральных Водах, пройдя около 18 тысяч шагов. Но это того стоило. Какой же удивительный город Кисловодск: повсюду красивые здания, клубы, скульптуры, фонтаны и очень много роз. Мы пили воду из бюветов (Славянская, Нарзан и моя любимая Ессентуки №4), ходили по терренкурам, насладились Долиной роз (даже не знаю сколько там их видов, но очень много).

Автор фото: Олеся Семенкович, г. Кисловодск
г. Кисловодск, Долина роз

В Пятигорске запомнилось интересное озеро «Провал», находящееся в пещере. Особые впечатления оставили горячие источники – естественные ванны в горной породе различной глубины, в которых можно купаться. Ощущения просто потрясающие. После таких процедур 18 тысяч пройденных шагов уже и не ощущались!

г. Пятигорск, горячие источники

А Минеральные Воды мне запомнились фруктами: ароматная дыня всего за 35 рублей, спелые абрикосы – за 75, сладкий арбуз – за 15 и вкуснейшие персики – за 100.

Трансфер в Москву тоже занял около суток.

Я провела просто незабываемую неделю на Кавказе. Такую, что хочется вновь вернуться во все места, в которых удалось побывать и пожить в каждом из них хотя бы недельку. На мой взгляд, это путешествие для тех, кто хочет влюбиться в Северный Кавказ с первого взгляда. Знаете, как в песне известного чеченского исполнителя Шамхана Далдаева «Да, да, да, это Кавказ!»

Не зря Кавказ всегда славился своим гостеприимством. Теперь я в этом лично убедилась: вас везде будет ждать ломящийся от самых разнообразных и вкуснейших блюд стол. И даже не надейтесь похудеть во время таких путешествий, все равно ничего не получится. Мало того, мастер-класс на Эльбрусе не прошёл даром. По возвращении домой я накормила своих домочадцев хычинами с творожным сыром и зеленью».

Справочно

Северный Кавказ – чрезвычайно многоплановая в природном, этническом, религиозном плане часть России. Маршрут тура «Жемчужина Кавказа» разработан так, чтобы максимально широко показать эту уникальность и разнообразие наших регионов. Стартовал он в прошлом году. В летнем сезоне 2021 года маршрут настолько полюбился путешественникам, что получил премию «Сделано в России», учрежденную при поддержке Ростуризма.