Сразу несколько резонансных, хотя и на первый взгляд никак не связанных между собой событий, заложили под сложившуюся политическую конструкцию Хакасии мощнейшую “бомбу”. И если их соединить последовательно, то эффект взрыва от этого только многократно взрастет. Назовем их.
Это события, на первый взгляд не имеющие отношения к нашему региону: победа представителя ЛДПР в иркутском Усть-Илимске Анны Щекиной на выборах мэра города, почти что состоявшаяся передача мандата депутата ГосДумы лидеру краевых коммунистов Петру Медведеву (а он, следуя договоренностям с губернатором и куратором внутренней политики в крае Сергеем Пономаренко, по слухам – ближайшим другом и бизнес-партнером Сергея Натарова и его сыновей, отказался от думского кресла) и скандал с уголовным делом и арестами активистов партии сине-желтых, включая Антона Натарова, сына Сергея Натарова (советника губернатора Усса, между прочим), все в том же Красноярском крае. На этом фоне вроде бы притихшая политическая война в Хакасии в этой межрегиональной картинке весьма красноречиво дополняет очередным скандалом со сменой лидера ЛДПРовцев в Верховном Совете, парочкой скандалов на недавней сессии парламента и показательной победой внепартийного Андрея Шулбаева в очередном раунде выборов уполномоченного по правам человека в республике. Увидеть что-либо принципиально новое для Хакасии в этой сборной солянке трудно, но можно.
ФАКТОР НАТАРОВА. Не знаю кому и как, но по-моему, арест Натарова-младшего и развертывание мощнейшей антинатаровской информационной кампании в ТГ-каналах и СМИ соседнего региона полностью нивелировали весь политический вес, а следовательно и перспективы Натарова-старшего. Поскольку обвинения брошены не просто конкретному человеку, а практически всей управленческой верхушке регионального отделения ЛДПР в Красноярском крае. Недавний скандал в Хакасском отделении партии, также крепко завязанный на имени Сергея Натарова и его приближенных, дает повод крепко задуматься всем, кто поверил “новой” команде ЛДПР в республике в ходе осенних выборов прошлого года, и с большим интересом наблюдать за судьбой тех, кто под флагом Натарова окопался во власти Хакасии. Речь идет о депутатах Хавроне и Абрафикове, а также главреде правительственной газеты Вахтангишвили. По информации из Красноярска, следователи имеют вопросы и к ним, как активистам ЛДПР в крае и приближенным к Натарову. В общем, в то самое время, когда Сергею Васильевичу, который год назад ярко заявлял о своих губернаторских амбициях в Хакасии, надо бы копытить на свой имидж под будущие думские выборы, ему придется спасать то, что еще осталось. Прежде всего – действующий мандат, поскольку в федеральном руководстве ЛДПР тоже есть к нему непростые вопросы. По линии ревизоров и партийных кураторов. Пока что Сергей Натаров встает первым номером в стоп-лист в списке влиятельных участников политических и электоральных процессов как в Хакасии, так и в Красноярском крае. Тем более, что и его соратники в Верховном Совете на недавней сессии снова подтвердили полнейшую свою неосведомленность и некомпетентность как при рассмотрении поправок в закон о порядке отзыва руководителей парламента и его комитетов, так и при выборах уполномоченного по правам человека. Такими темпами ЛДПР в Хакасии рискует растерять все остатки былого влияния на политику в регионе.
КРАСНЫЙ ФАКТОР. Наблюдая за провалами партнеров по псевдокоалиции, свои “каштаны” готовится получить КПРФ. Как партия власти в Хакасии. Во-первых, губернатор Коновалов начал-таки обрастать административно-политическими мускулами. Более-менее привели в порядок его информационную политику, плюс пошли обратные сигналы от бизнеса и общественности, которые показывают, что Валентин Олегович начинает понимать природу управления регионом. На этом фоне и КПРФ, которую он продолжает возглавлять в Хакасии, начала чувствовать себя еще уверенней. Так, на место Белоногова в Черногорске претендует хоть и несколько кандидатов сразу, но все они так или иначе связаны с губернатором и его партией. Информационное поле благоприятствует КПРФ, процессы вокруг нового угольного разреза в Бейском районе тоже идут в копилку партии. Еще чуть-чуть и вскоре в городах и районах республики официально откроются горкомы и райкомы КПРФ. Кстати сказать, уже есть негласное распоряжение местным властям подыскать для местных отделений компартии “более приличные” помещения. В расчете на то, что они уже к лету должны быть переформатированы в общественные приемные КПРФ или самого Коновалова. Правда, за всем этим маячит фигура покровителя губернатора – зампреда ЦК КПРФ Юрия Афонина. Как поговаривают в рескоме, он до сих пор находится под впечатлением от прошлогодней кампании и победы своего молодого соратника, и не прочь теперь воспользоваться плодами столь оглушительного даже для федерального уровня результата. Штаб КПРФ уже разворачивается на работу в пользу Афонина как кандидата-одномандатника на выборах в Думу в 2021 году от Хакасии (привет Надежде Максимовой и ЕР!). В этом случае, пожалуй, даже Натарову будет нечего противопоставить Афонину при таком раскладе.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. А что Хакасия? Хакасия копается в своей песочнице, удовлетворяясь малым – с одной стороны, показали всей стране, что “могем”. С другой – оглядываемся и спрашиваем: – Что это было??? Но как ни крути, мимо думских выборов через полтора года мы не пройдем. С учетом того, как складываются события, то совсем не грех вспомнить лозунг “Время выбирать своих!” Потому что чем ближе к выборам в Госдуму, тем все больше и ярче ощущение, что времена обмена голосов и природных ресурсов богатейшего региона на “бусики” от политических туристов из Москвы или Красноярска вроде бы как уже давно кончились. Неужели в Хакасии нет сил, которые бы не только об этом заявили, но и начали работать на местных кадров? Их же хватает: Михаил Валов, Александр Мяхар, Евгений Мамаев, Александр Жуков, Сергей Можаров, Иннокентий Стряпков, Николай Булакин…
Матвей Кандауров, специально для “Пульса Хакасии”, Москва
Как-то однобоко кадры то названы?
Я за Мамаева!