Многие наверняка слышали популярную песню группы «Ленинград» «Мне бы в небо» или знаменитую музыкальную композицию Леонида Утесова «Первым делом – самолеты», так и наш герой с детства мечтал стать пилотом. Но как-то не сложилось… Жизнь постоянно проверяла его на прочность. Однако все в наших руках, стоит лишь приложить усилия и идти навстречу мечте, несмотря на все преграды.

Знакомьтесь: Юрий Ковтун – IT-специалист, который остался верен своей мечте. Сейчас он стремится возродить в Хакасии малую авиацию с помощью туристических маршрутов по просторам родного края.

Юрий Ковтун. Фото из личного архива

Юрий считает, что именно мечты делают нас сильнее, требуют решительных действий, вдохновляют на подвиги, делая мир вокруг ярче и радужнее. Ведь без мечты наша жизнь как чистый холст без краски…

В детстве в их доме всегда было очень много моделей различных самолетов. И не случайно, ведь его дядя был военным летчиком, и кто знает, может быть именно от него ему и досталась тяга к небесам.

Жизнь и семья

Родом Юрий Ковтун из Барнаула. В 1986 году переехал с родителями в Черногорск. Сегодня у него уже своя семья: любимая жена и красавица дочка, а еще интересная работа и мечта, к которой он стремится. Казалось бы, чего еще нужно для счастья…

– Никогда не забуду свой первый полет и чувство переполняющего страха! Хотя часто в детстве я рисовал самолеты и даже представлял, как они взлетают. Помню, как мама рассказывала про сестру, у которой муж был военным летчиком, а его брат – управлял вертолетом. Но, к сожалению, видел я его только на фотографиях. Он погиб при крушении самолета в горах, когда я был совсем маленьким, – делится воспоминаниями Юрий.

Фото: pixabay.com

Со временем страх исчез, и каждый раз он с нетерпением и особым чувством волнения ждал момента, когда с родителями они в очередной раз отправятся на родину, чтобы повидаться с близкими – бабушкой и дедушкой, которые, в последствии не выдержали расстояния и переехали в Черногорск ближе к детям.

Также Юрий хорошо помнит свои юношеские увлечения и тягу к технике. В пятом классе он впервые пошел на радиокружок вместе с другом детства.

– Мы собирали различные поделки. Однажды мне даже удалось создать радиостанцию и получить свой первый официальный позывной коротковолновика, – рассказал он.

Фото: pixabay.com

Шло время, и наш герой, несмотря на все тяготы и испытания в жизни, продолжал интересоваться авиацией: сооружал катера, искал по магазинам различные конструкторы и наборы самолетов из разряда «выпили и собери сам», в том числе и пластмассовые для сборки различных моделей, в основном со времен Второй мировой войны. В то время они были в дефиците, поэтому юному изобретателю приходилось выискивать различные лазейки и возможности для их приобретения.

Его родители жили бедно. Отец получал копейки, трудясь кочегаром, а мама работала на кожевенном комбинате, где зарплату выдавали различным «ширпотребом» и лишь изредка деньгами. Были периоды, когда и еду купить было не на что. Так и жили…

Поэтому на покупку таких диковинных вещиц он решил заработать сам. К труду был приучен с детства: ремонтировал магнитофоны, плееры и другую технику. Денег даже иногда на сладости хватало.

– Таких возможностей, как сейчас, с помощью интернета, поисковых и технических, у нас, к сожалению, не было, поэтому приходилось разбираться самому. На это уходило огромное количество времени, а отсюда и с успеваемостью в школе возникали сложности, – пояснил собеседник.

В то время, когда он учился в школе, все ученики посещали Учебно-производственный комбинат, где Юрий получил рабочую профессию слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Чтобы хоть как-то помочь родителям, после 8 класса он пошел работать по специальности, полученной в УПК – слесарем, где главным инженером был сосед, хорошо знающий о его увлечениях и тяге к авиации. Но на тот момент развиваться на этом поприще возможности не было, путь в небо оказался закрыт и мечту пришлось отложить в долгий ящик.

Фото: pixabay.com

– Обстановка в стране была непростой. И я прекрасно понимал, что у родителей нет возможности отправить меня на обучение в другой город, – добавил он.

И Юрий занялся тем, что хорошо умел делать. А спустя некоторое время его забрали в армию.

Служил он два года (1997-1999 гг.) в Дальневосточном танковом училище, по окончании которого получил звание младшего сержанта и специалиста третьего класса танка Т-80. После чего перевелся в другую воинскую часть для продолжения службы, где занялся тем, что больше всего умел – разбираться в технике и электронике.

– Однажды меня отправили на полигон, где была заброшенная центральная вышка. И вдруг я загорелся идеей её восстановить. Начальство дало добро и даже выделило для этого личный состав. Я достал необходимое оборудование и привез из соседних воинских частей профильных специалистов. А через год на этом месте уже проходили районные учения: от стрельб и минометных расчетов до танковых подразделений,отметил Юрий.

Пока он был в армии, всё время думал, чем будет заниматься после службы. Мечта о полетах начала потихоньку угасать и отходить все дальше. Рубль обесценился, и вновь безработица. Чтобы как-то существовать, нужно было зарабатывать, вставать на ноги. Эх, и опять не до мечты…

Юрий занялся ремонтом аппаратуры, получил среднее профессиональное образование. Пробовал себя в различных сферах деятельности: от IT-специалиста до открытия собственного дела, для развития которого потребовалось овладеть и экономическим образованием.

Но после того, как наш герой встретил свою вторую половинку, жизнь начала преображаться. Жена всегда поддерживала его не только в радости, но и в неудачах. А для каждого из нас это действительно очень важно.

Юрий Ковтун с семьей

Так, несмотря на то, что прошло много времени, Юрий остался верен своей мечте. Даже жилье приобрел неслучайно, с видом на аэропорт с говорящим название улицы: Авиаторов.

– Часто я наблюдаю за взлетной полосой и взмывающими вверх самолетами, – рассказал он. – Даже во сне притяжение к небу меня не покидает. Причем сны бывают настолько реалистичными, что, проснувшись, мне все равно кажется, как будто все это происходит наяву.

Учиться никогда не поздно

Два года назад в один из таких ностальгирующих вечеров в интернете он увидел любительский сюжет про авиацию. Один из пилотов рассказывал, как после 35 лет ему удалось воплотить такую же мечту в реальность. Кстати, он тоже был айтишником. И вдруг Юрий осознал, что возраст не помеха и получить лицензию частного пилота вполне реально.

– В тот момент меня словно осенило. Нахлынули воспоминания о детстве, родителях, мечте, казавшейся несбыточной и такой недосягаемой, – делился впечатлениями наш герой. – И я начал выискивать в интернете информацию, касающуюся частной авиации и тем, что с ней связано, чтобы хоть на мгновение оказаться в небе в роли штурмана.

Симулятор управления воздушным маломерным судном

Юрий начал изучать ключевые принципы управления самолетом. Специально для этого приобрел мощный персональный компьютер и даже установил на него симулятор управления воздушным маломерным судном. Практическими навыками овладел быстро, без особых усилий, а помог ему в этом знакомый пилот, который сейчас уже на пенсии. Он не только поделился с ним историями из жизни, но и рассказал, что на симуляторе рядом с Абаканом когда-то были обозначены взлетные полосы, о которых мало кому известно.

Бывший пилот Александр Сердюк (друг Юрия Ковтуна)

Грандиозные планы

По словам нашего героя, воздушное пространство на симуляторе полностью соответствует реальности, включая ландшафт и строения. Также он выяснил, что эти полосы действительно существуют, но заброшены. Они вполне пригодны для посадки, если привести их в порядок.

Он начал выяснять, где можно сделать первый пробный полет и в дальнейшем пройти обучение на получение частного пилота PPL категории. Съездил в Красноярск, но оказалось, что таким обучением в соседнем регионе никто не занимается. Следующий шагом стал Новосибирск, где это вполне реально и даже за небольшой период – всего три месяца.

Так в жизни Юрия Ковтуна вновь появилась надежда и вера в воплощение его мечты детства в реальность. Но в одиночку ему не справиться, поэтому он ищет единомышленников и верит, что таких же, как он, мечтателей в республике немало. С помощью туристических маршрутов по просторам родного края он хочет возродить в Хакасии малую авиацию, чтобы любоваться красотами нашего уникального региона с высоты птичьего полета. Во многих городах России такая практика успешно реализована и уже объединила не один десяток частных пилотов и их семей в большой дружный коллектив.

Фото: pixabay.com

Планы у Юрия «наполеоновские». Сейчас он готовится к прохождению ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии), чтобы в перспективе получить вторую категорию частного пилота PPL. Юрий мечтает управлять массовыми самолетами (Cessna 172, Сеssnа 150 и др.), способными взлетать даже с грунтовых площадок. Возрождать малую авиацию в Хакасии он хочет не в одиночку, а совместно с группой единомышленников, командой, собранной при поддержке региональных властных структур. В республике эта сфера туризма незаполненная ниша, и для развития этой отрасли потребуется немало усилий, терпения и поддержки. Проект перспективный, хотя и долгосрочный. Главную взлетную полосу для дневного использования Юрий планирует сделать на заброшенном (на текущий момент) аэродроме за Минусинском в стороне с. Городок, но, безусловно, после одобрения с соответствующими инстанциями. Эта взлетная полоса имеет приемлемое удаление от абаканского аэропорта, чтобы не пересекаться с коммерческими авиалиниями. Хотя можно использовать и любую другую территорию в республике, одобренную администрацией и подходящую для взлета.

Юрий Ковтун. Фото из личного архива автора

– Сфера применения такого туристического направления отлично подойдет как для частных, личных перелетов, к примеру, из одного города в другой. Причем можно долететь без дозаправки до Красноярска, Новосибирска или даже родного города Барнаула. Полеты могут быть доступны и для романтических прогулок или фотосессий. Малую авиацию можно применять для помощи подразделениям МЧС с целью обнаружения очагов возгорания или поиска пропавших людей. Спектр практического использования такой отрасли в Хакасии очень широк, – сказал Юрий.

Ирина Гусева

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments