Многие наверняка слышали популярную песню группы «Ленинград» «Мне бы в небо» или знаменитую музыкальную композицию Леонида Утесова «Первым делом – самолеты», так и наш герой с детства мечтал стать пилотом. Но как-то не сложилось… Жизнь постоянно проверяла его на прочность. Однако все в наших руках, стоит лишь приложить усилия и идти навстречу мечте, несмотря на все преграды.
Знакомьтесь: Юрий Ковтун – IT-специалист, который остался верен своей мечте. Сейчас он стремится возродить в Хакасии малую авиацию с помощью туристических маршрутов по просторам родного края.
Юрий считает, что именно мечты делают нас сильнее, требуют решительных действий, вдохновляют на подвиги, делая мир вокруг ярче и радужнее. Ведь без мечты наша жизнь как чистый холст без краски…
В детстве в их доме всегда было очень много моделей различных самолетов. И не случайно, ведь его дядя был военным летчиком, и кто знает, может быть именно от него ему и досталась тяга к небесам.
Жизнь и семья
Родом Юрий Ковтун из Барнаула. В 1986 году переехал с родителями в Черногорск. Сегодня у него уже своя семья: любимая жена и красавица дочка, а еще интересная работа и мечта, к которой он стремится. Казалось бы, чего еще нужно для счастья…
– Никогда не забуду свой первый полет и чувство переполняющего страха! Хотя часто в детстве я рисовал самолеты и даже представлял, как они взлетают. Помню, как мама рассказывала про сестру, у которой муж был военным летчиком, а его брат – управлял вертолетом. Но, к сожалению, видел я его только на фотографиях. Он погиб при крушении самолета в горах, когда я был совсем маленьким, – делится воспоминаниями Юрий.
Со временем страх исчез, и каждый раз он с нетерпением и особым чувством волнения ждал момента, когда с родителями они в очередной раз отправятся на родину, чтобы повидаться с близкими – бабушкой и дедушкой, которые, в последствии не выдержали расстояния и переехали в Черногорск ближе к детям.
Также Юрий хорошо помнит свои юношеские увлечения и тягу к технике. В пятом классе он впервые пошел на радиокружок вместе с другом детства.
– Мы собирали различные поделки. Однажды мне даже удалось создать радиостанцию и получить свой первый официальный позывной коротковолновика, – рассказал он.
Шло время, и наш герой, несмотря на все тяготы и испытания в жизни, продолжал интересоваться авиацией: сооружал катера, искал по магазинам различные конструкторы и наборы самолетов из разряда «выпили и собери сам», в том числе и пластмассовые – для сборки различных моделей, в основном со времен Второй мировой войны. В то время они были в дефиците, поэтому юному изобретателю приходилось выискивать различные лазейки и возможности для их приобретения.
Его родители жили бедно. Отец получал копейки, трудясь кочегаром, а мама работала на кожевенном комбинате, где зарплату выдавали различным «ширпотребом» и лишь изредка деньгами. Были периоды, когда и еду купить было не на что. Так и жили…
Поэтому на покупку таких диковинных вещиц он решил заработать сам. К труду был приучен с детства: ремонтировал магнитофоны, плееры и другую технику. Денег даже иногда на сладости хватало.
– Таких возможностей, как сейчас, с помощью интернета, поисковых и технических, у нас, к сожалению, не было, поэтому приходилось разбираться самому. На это уходило огромное количество времени, а отсюда и с успеваемостью в школе возникали сложности, – пояснил собеседник.
В то время, когда он учился в школе, все ученики посещали Учебно-производственный комбинат, где Юрий получил рабочую профессию слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Чтобы хоть как-то помочь родителям, после 8 класса он пошел работать по специальности, полученной в УПК – слесарем, где главным инженером был сосед, хорошо знающий о его увлечениях и тяге к авиации. Но на тот момент развиваться на этом поприще возможности не было, путь в небо оказался закрыт и мечту пришлось отложить в долгий ящик.
– Обстановка в стране была непростой. И я прекрасно понимал, что у родителей нет возможности отправить меня на обучение в другой город, – добавил он.
И Юрий занялся тем, что хорошо умел делать. А спустя некоторое время его забрали в армию.
Служил он два года (1997-1999 гг.) в Дальневосточном танковом училище, по окончании которого получил звание младшего сержанта и специалиста третьего класса танка Т-80. После чего перевелся в другую воинскую часть для продолжения службы, где занялся тем, что больше всего умел – разбираться в технике и электронике.
– Однажды меня отправили на полигон, где была заброшенная центральная вышка. И вдруг я загорелся идеей её восстановить. Начальство дало добро и даже выделило для этого личный состав. Я достал необходимое оборудование и привез из соседних воинских частей профильных специалистов. А через год на этом месте уже проходили районные учения: от стрельб и минометных расчетов до танковых подразделений, – отметил Юрий.
Пока он был в армии, всё время думал, чем будет заниматься после службы. Мечта о полетах начала потихоньку угасать и отходить все дальше. Рубль обесценился, и вновь безработица. Чтобы как-то существовать, нужно было зарабатывать, вставать на ноги. Эх, и опять не до мечты…
Юрий занялся ремонтом аппаратуры, получил среднее профессиональное образование. Пробовал себя в различных сферах деятельности: от IT-специалиста до открытия собственного дела, для развития которого потребовалось овладеть и экономическим образованием.
Но после того, как наш герой встретил свою вторую половинку, жизнь начала преображаться. Жена всегда поддерживала его не только в радости, но и в неудачах. А для каждого из нас это действительно очень важно.
Так, несмотря на то, что прошло много времени, Юрий остался верен своей мечте. Даже жилье приобрел неслучайно, с видом на аэропорт с говорящим название улицы: Авиаторов.
– Часто я наблюдаю за взлетной полосой и взмывающими вверх самолетами, – рассказал он. – Даже во сне притяжение к небу меня не покидает. Причем сны бывают настолько реалистичными, что, проснувшись, мне все равно кажется, как будто все это происходит наяву.
Учиться никогда не поздно
Два года назад в один из таких ностальгирующих вечеров в интернете он увидел любительский сюжет про авиацию. Один из пилотов рассказывал, как после 35 лет ему удалось воплотить такую же мечту в реальность. Кстати, он тоже был айтишником. И вдруг Юрий осознал, что возраст не помеха и получить лицензию частного пилота вполне реально.
– В тот момент меня словно осенило. Нахлынули воспоминания о детстве, родителях, мечте, казавшейся несбыточной и такой недосягаемой, – делился впечатлениями наш герой. – И я начал выискивать в интернете информацию, касающуюся частной авиации и тем, что с ней связано, чтобы хоть на мгновение оказаться в небе в роли штурмана.
Юрий начал изучать ключевые принципы управления самолетом. Специально для этого приобрел мощный персональный компьютер и даже установил на него симулятор управления воздушным маломерным судном. Практическими навыками овладел быстро, без особых усилий, а помог ему в этом знакомый пилот, который сейчас уже на пенсии. Он не только поделился с ним историями из жизни, но и рассказал, что на симуляторе рядом с Абаканом когда-то были обозначены взлетные полосы, о которых мало кому известно.
Грандиозные планы
По словам нашего героя, воздушное пространство на симуляторе полностью соответствует реальности, включая ландшафт и строения. Также он выяснил, что эти полосы действительно существуют, но заброшены. Они вполне пригодны для посадки, если привести их в порядок.
Он начал выяснять, где можно сделать первый пробный полет и в дальнейшем пройти обучение на получение частного пилота PPL категории. Съездил в Красноярск, но оказалось, что таким обучением в соседнем регионе никто не занимается. Следующий шагом стал Новосибирск, где это вполне реально и даже за небольшой период – всего три месяца.
Так в жизни Юрия Ковтуна вновь появилась надежда и вера в воплощение его мечты детства в реальность. Но в одиночку ему не справиться, поэтому он ищет единомышленников и верит, что таких же, как он, мечтателей в республике немало. С помощью туристических маршрутов по просторам родного края он хочет возродить в Хакасии малую авиацию, чтобы любоваться красотами нашего уникального региона с высоты птичьего полета. Во многих городах России такая практика успешно реализована и уже объединила не один десяток частных пилотов и их семей в большой дружный коллектив.
Планы у Юрия «наполеоновские». Сейчас он готовится к прохождению ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии), чтобы в перспективе получить вторую категорию частного пилота PPL. Юрий мечтает управлять массовыми самолетами (Cessna 172, Сеssnа 150 и др.), способными взлетать даже с грунтовых площадок. Возрождать малую авиацию в Хакасии он хочет не в одиночку, а совместно с группой единомышленников, командой, собранной при поддержке региональных властных структур. В республике эта сфера туризма – незаполненная ниша, и для развития этой отрасли потребуется немало усилий, терпения и поддержки. Проект перспективный, хотя и долгосрочный. Главную взлетную полосу для дневного использования Юрий планирует сделать на заброшенном (на текущий момент) аэродроме за Минусинском в стороне с. Городок, но, безусловно, после одобрения с соответствующими инстанциями. Эта взлетная полоса имеет приемлемое удаление от абаканского аэропорта, чтобы не пересекаться с коммерческими авиалиниями. Хотя можно использовать и любую другую территорию в республике, одобренную администрацией и подходящую для взлета.
– Сфера применения такого туристического направления отлично подойдет как для частных, личных перелетов, к примеру, из одного города в другой. Причем можно долететь без дозаправки до Красноярска, Новосибирска или даже родного города Барнаула. Полеты могут быть доступны и для романтических прогулок или фотосессий. Малую авиацию можно применять для помощи подразделениям МЧС с целью обнаружения очагов возгорания или поиска пропавших людей. Спектр практического использования такой отрасли в Хакасии очень широк, – сказал Юрий.
Ирина Гусева