Правительство РФ подготовило проект плана первоочередных действий для стабилизации занятости в условиях санкций и ухода с российского рынка иностранных компаний. В блок «Поддержка рынка труда» вошли пять мер поддержки, на четыре из которых планируют выделить около 160 млрд рублей, стоимость пятой пока не определена.

О планируемых мерах поддержки сообщили «Ведомости», у которых есть последняя версия пока не утвержденного документа.

Поддержка рынка труда предполагает следующие меры:

  • увеличение расходов на выплаты пособий по безработице. С учетом прогнозируемого роста безработице в бюджет хотят заложить дополнительно 94 млрд рублей на пособия, однако размер самого пособия менять пока не собираются. При максимальном размере ежемесячного пособия по безработице в 12 792 руб., помощь в течение года смогут получать более 600 тысяч человек, а при расчете на три месяца – почти 2,5 млн человек дополнительно;
  • организация проведения общественных работ на срок до трех месяцев. Этой мерой, стоимость которой оценивается в 18 миллиардов рублей, смогут воспользоваться до 300 000 человек;
  • поддержка работников с неполной занятостью. Им могут компенсировать часть зарплаты в пределах одного МРОТ. В план включено 30 млрд рублей с расчетом на три месяца и до полумиллиона человек;
  • организация переобучения для тех, кто ищет работу. На это планируют выделить 17 млрд рублей с расчетом на поддержку около 200 тысяч человек при ориентировочной стоимости курсов 85 тыс. руб. на человека;
  • субсидии на переобучение работников промышленных предприятий. Эта мера необходима для перехода на новые инструменты из-за изменения технологического процесса. Сумма поддержки пока не определена.

Сообщается, что работа над этими мерами поручена Минфину и Минтруду.

Мнения экспертов

По словам руководителя направления «Экономика и социальное развитие» (ЭСР) Центра стратегических разработок (ЦСР) Виктории Павлюшиной, у российского рынка труда есть большой потенциал по абсорбированию шоков. В 2022 году ожидается значительный отток трудовых мигрантов, которые уезжают не только из-за роста безработицы, но и из-за трудности перевода денег на родину из-за ограничения платежей.

Масштаб кризиса пока непонятен, потому что неясно, насколько серьезны намерения иностранных компаний уйти с российского рынка. Уровень безработицы будет зависеть также от того, насколько быстро российские компании найдут новых поставщиков и новые рынки сбыта взамен ушедших и объявивших санкции.

Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина говорит, что общественные работы в качестве инструмента поддержки занятости уже применялись во время кризиса 2008-2009 годов. Она отмечает, что это временная мера, не решающая проблему создания новых эффективных рабочих мест, однако помогающая снизить социальную напряженность и улучшить материальное положение людей.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Олег Соколов говорит, что предложенные меры необходимы, но при этом считает, что сейчас нужны нестандартные решения. Для рынка труда главная проблема сейчас в том, что закрываются предприятия зарубежных собственников. Федерация профсоюзов поэтому предлагала национализировать такие компании, например, передав их в управление действующим торговым сетям, чтобы сохранить рабочие места. Мониторинг ФНПР показал, что значительную часть рынка можно воссоздать, чтобы сохранить цепочки поставок. Для локализации производства необходимо переобучение специалистов, а для этого нужно определить наиболее востребованные профессии.

Предыдущий опыт

Общественные работы уже предлагались в 2020 году в качестве средства поддержки людей, потерявших работу во время пандемии. Попавших под сокращение планировали отправлять на стройки и благоустройство городов, особенно в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

В период первых нерабочих дней, с 25 марта по 12 мая 2020 г., официальная безработица в России выросла почти на 30%. Однако нестабильность рынка труда продлилась недолго, и общественные работы не были востребованы.

В июне 2020-го Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования сообщал, что коронавирусный кризис может привести к массовой безработице, не исключая сценарий ее роста до 8–10% от рабочей силы.

В августе министр труда и социальной защиты Антон Котяков докладывал, что из-за пандемии число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось с 727 000 до 3 600 000, а общий уровень безработицы достиг 6,3% (4,7 млн человек). Однако к концу 2020 г. безработица снизилась до 5,9%, а уже к июлю 2021 г. вернулась к допандемийному уровню – 4,5%.

По словам Елены Гришиной из Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, опыт кризиса 2020 года показал, что увеличение пособия по безработице и срока его выплаты, а также дополнительные выплаты безработным с детьми положительно сказались на материальном положении семей и помогли смягчить последствия потери работы. При этом эксперт отмечает, что создание новых рабочих мест остается важным инструментом содействия занятости, и во время кризиса 2008-2009 гг. было создано более семи миллионов.

В 2022 году ожидаемые расходы по направлению «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» составляли около 80 млрд рублей, следует из пояснительной записки к закону о бюджете на трехлетний период. Уровень безработицы в 2022-2024 годах предполагался на уровне 4,6%.

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
омега
2 лет назад

И тут нужно прислушаться к профсоюзам и поднять наконец пособие по безработице. Потому что людям как-то надо будет дожить до момента, когда восстановится экономика. не надо людей толкать на воровство и разбой