В эти дни Верховному Совету Хакасии исполняется 30 лет. На свою первую сессию республиканский парламент собрался 29 января 1992 года и первые пять лет был высшим органом власти в республике. Ему подчинялось правительство и его глава, которого назначали депутаты. Спустя три десятилетия юридически все изменилось, но фактически у председателя Верховного Совета Владимира Штыгашева сегодня, когда у руля стоит молодой губернатор, реальных возможностей влиять на происходящее в республике очень много.
Тридцать лет назад всей полнотой власти обладал Верховный Совет Хакасии, состоявший из 100 депутатов. Первый созыв избирался в конце 1991 года и представлял все социальные группы населения: в законодательный орган республики вошли рабочие, военные, сотрудники правоохранительных органов, научные работники, представители бывшей советской номенклатуры, руководители крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Первым председателем ВС РХ был избран Валерий Шавыркин, который пробыл на этом посту всего несколько дней и добровольно сложил полномочия, после чего на должность спикера республиканского парламента депутаты выбрали Владимира Штыгашева. С тех пор он занимает эту должность вот уже 30 лет.
По действовавшему законодательству именно спикер республиканского парламента в 1992 году был высшим должностным лицом в Хакасии (по сути – глава региона в нынешнем понимании). Председатель Совета министров избирался депутатами и был полностью, им подотчетен. Задачей руководителя правительства было выполнение хозяйственных функций, а главной политической фигурой был председатель ВС РХ.
Такая политическая конструкция действовала в республике до 1997 года, когда главой региона по Конституции РХ (ее приняли в 1995 году) стал председатель правительства РХ. Путем всеобщего тайного и всенародного голосования (этот принцип действует и сейчас) первым руководителем региона в декабре 1996 года избрали Алексея Лебедя.
Верховный Совет изначально создавался как орган, в котором работает на постоянной основе, то есть получает заработную плату, только незначительная часть депутатов. В ВС РХ это руководители комитетов и комиссий, а также председатель Верховного Совета и его первый заместитель. В этом плане парламент Хакасии один из самых экономных законодательных собраний России, так как заработную плату подавляющее число депутатов не получает. В Хакасии им компенсируют расходы на транспорт и связь – ежемесячная сумма выплат равняется размеру минимального размера оплаты труда, деньги парламентариям выдают в день проведения сессии.
Работа Верховного Совета регламентируется в соответствии с порядками, установленными еще 30 лет назад. Все вопросы депутаты обсуждают в профильных комитетах и комиссиях, которые народные избранники выбирают самостоятельно. Всего их десять. Они сформированы по принципу ключевых направлений жизнедеятельности – от вопросов законодательства и бюджетной политики до аграрного сектора и социальной политики.
Один раз в неделю руководители Верховного Совета собираются на заседании президиума, где обсуждают вопросы, предварительно проработанные в комитетах, и принимают решение – вынести их на сессию или нет. Сессия ВС РХ обычно собирается один раз в месяц и продолжается несколько часов. Так было не всегда. В начале девяностых сессии длились по несколько дней, но таких затяжных заседаний в ВС РХ не происходит уже больше четверти века.
Верховный Совет Хакасии сегодня тот орган власти, который уже три десятка лет остается островком стабильности, где практически ничего не меняется. При бессменном спикере республиканского парламента Владимире Штыгашеве было уже четыре главы исполнительной власти: Евгений Смирнов, Алексей Лебедь, Виктор Зимин, Валентин Коновалов.
Больше всего властных полномочий в руках Владимира Штыгашева сосредотачивалось 30 лет назад, и последние 3 года их тоже как никогда много. А тем, кто пытается в этом усомниться, жизнь сама помогает понять, что к чему.
В начале девяностых спикер республиканского парламента имел возможность решать все ключевые вопросы как юридически, так и фактически. Сегодня по закону за все происходящее отвечает глава исполнительной власти, но многие решения он принимает, полагаясь на позицию опытного политика Владимира Штыгашева. Так что в политической сфере Хакасии 2022 года аналогий с Хакасией 1992 года более чем достаточно.
Александр Соловец
На каком коне может быть бывший коммуняка,нынешний едросовец,один из первых поддержавший товарные знаки для людей,принимающий антинародные законы?
Владимир Николаевич действительно самый авторитетный руководитель Хакасии. Пусть продолжает работать, честь ему и хвала.