Президент согласился закрепить дополнительный вывоз 9 млн т угля из Хакасии, Бурятии и Тувы. Экспорт из этих регионов упал почти вдвое из-за роста добычи в Якутии, а СУЭК и «Коулстар» могли недополучить миллиард долларов. Но квоты будут предоставлены только при расширении БАМа и Транссиба, сообщает РБК.
Президент Владимир Путин согласился «закрепить в приоритетном порядке» дополнительный вывоз 9 млн т угольных грузов по железной дороге в восточном направлении из Хакасии, Бурятии и Тувы в 2022 году.
Это следует из письма его помощника Игоря Левитина от 24 декабря 2021 года со ссылкой на предложение правительства. На этом документе Путин оставил подпись: «Согласен». РБК сообщает, что владеет копией письма, а его подлинность подтвердил источник среди крупных грузоотправителей — клиентов РЖД.
Письмо о необходимости обеспечить приоритетный вывоз угля из этих трех регионов Путину еще 9 декабря направил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он предлагал поручить РЖД вывезти из Хакасии и Бурятии в этом году в общей сложности около 18 млн т угля (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы). Подобный механизм уже несколько лет действует для Кузбасса: региону в 2021 году гарантирован вывоз 53 млн т угля к портам Дальнего Востока, а в 2022-м — 58 млн т (+5 млн т).
Предложенные к гарантированному вывозу 18 млн т угля — это среднегодовые показатели его экспорта из Бурятии и Хакасии в 2018–2020 годах, следует из письма Белоусова. В 2020 году из Хакасии РЖД вывезли на экспорт в порты Дальнего Востока 11,5 млн т угля, а из Бурятии — 9,8 млн т. Но в 2021 году погрузка угля по Транссибу и БАМу из этих двух регионов сократилась на 40–60%. По оперативным данным, в 2021 году Бурятия вывезла на восток 5,9 млн т угля, Хакасия — 5 млн т, сообщил РБК представитель РЖД.
Основным производителем угля в Бурятии и Хакасии является СУЭК Андрея Мельниченко, ежегодно добывающая в России более 100 млн т угля (в 2020 году добыча угля компании снизилась на 5%, до 101,2 млн т, итоги 2021 года пока не объявлены). В Хакасии еще около 3 млн т угля в год добывает «Коулстар» Эдуарда Худайнатова. В Туве, сильно уступающей соседям по объему добычи, этим бизнесом занимается Тувинская горнорудная компания.
По данным РЖД, перевозки угля на Восточном полигоне (Транссиб и БАМ) в прошлом году в целом выросли на 0,3 млн т, до 101,2 млн т. По магистрали также было перевезено еще 44 млн т грузов, имеющих более высокий приоритет, в том числе нефтепродукты, удобрения, зерно и контейнеры.
Белоусов в письме Путину от 9 декабря называет выделение квот для Хакасии, Бурятии и Тувы «обоснованным» решением в связи с планируемым увеличением провозной способности БАМа и Транссиба в 2022 году на 14 млн т, до 158 млн т. Практически весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет отдан на перевозку угля на экспорт из четырех регионов (5 млн т из Кузбасса плюс 9 млн т из Хакасии, Бурятии и Тувы), отмечает Левитин в письме, отправленном на две недели позже. Вывоз из этих регионов станет более приоритетным по сравнению с остальными грузами из других регионов Сибири и Дальнего Востока (включая Якутию), добавляет он. Доля угля в экспорте по Восточному полигону увеличится с нынешних 70% до примерно 75%.
Но дополнительный вывоз угля будет возможен только при условии развития Транссиба и БАМа — Левитин предложил поручить правительству «увязать» квоты в 2022 году с расширением Восточного полигона. В случае необходимости должны корректироваться объем экспорта и предоставляться соответствующий доклад на правкомиссии по транспорту 1 июля и 30 декабря, говорится в письме чиновника. Уже 30 декабря Белоусов разослал поручение в РЖД, Минтранс, Минэнерго и ФАС, в котором говорится о необходимости увязки вывоза угля с увеличением пропускной способности Восточного полигона.