В течение месяца более полусотни черногорских школьников побывали на экскурсии в музее железнодорожных войск, расположенном в воинской части Абакана. Главная цель таких просветительских встреч – военно-патриотическое воспитание будущего поколения. Организаторы планируют сделать экскурсии регулярными и охватить всех школьников города угольщиков.
Отметим, что это стало возможным благодаря инициативе и сотрудничеству главы ГУО Администрации города Черногорска Евгении Чернышевой, председателю Хакасской региональной общественной организации «Единство» Алексею Рузайкину и председателю регионального отделения «Союз ветеранов ЖДВ России» Андрею Минину, который, кстати, и является главным гидом по экспозициям, представленным в музее.
– На экскурсиях уже побывали ученики двух школ Черногорска (№16 и №19). Такие встречи полезны в плане военно-патриотического воспитания молодого поколения. Они проводятся в рамках внеурочной деятельности, и интересны не только школьникам, но и тем, кто проходит переподготовку из числа уже отслуживших в армии жителей республики, – пояснил председатель Хакасской региональной общественной организации «Единство» Алексей Рузайкин.
На экскурсиях школьники увидят знамена советской армии, а также формы солдат, офицеров и генералов от военного периода до современности. Также ребята узнают о становлении и развитии железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны, в том числе легендарной пятой отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады, которая дислоцируется в Абакане с 1979 года.
Председатель регионального отделения «Союз ветеранов ЖДВ России» Андрей Минин провел для корреспондента «Пульса Хакасии» экскурсию по экспозициям.
– Андрей Борисович, в чем особенность вашего музея?
– Во-первых, это музей боевой и трудовой славы Познанского Краснознаменного соединения, которому в следующем году исполнится 90 лет. Легендарная бригада была сформирована в 1932 году под Новосибирском и прошла всю войну. Она первой (22 июня 1941 года) вступила в бой с немцами, с первых секунд и минут. С 1941 по 1943 гг. бригада принимала активное участие в боевых действиях. Речь идет и об эвакуации в тыл страны народного хозяйства, а также заградительных и восстановительных работах. До 1943 года бригада отступала, прошла по югу Украины и дошла до станции «Касторная» Воронежской области. Затем начались контрнаступления Красной армии, и личный состав бригады принял активное участие уже в восстановительных работах.
В частности, 77-м батальоном накануне Курской дуги восстанавливался железнодорожный узел «Курс», который немцы бомбили 24 часа в сутки. В таких тяжелейших условиях был построен путь, пошли эшелоны и состоялось танковое сражение. Одним из его командиров был подполковник, герой Социалистического труда Павел Коршунов, который завершил службу в звании генерала.
Затем бригада прошла с боями Украину (только уже по северу), перешла в Белоруссию и вышла на границу с Польшей. За бои южнее города Варшавы бригада награждена Орденом Красного знамени, а за овладение городом-крепостью Познань, в числе 29 частей соединения Красной армии, ей присвоено почетное звание «Познанская». Победу бригада встретила во Франкфурте-на-Одере под Берлином, а ее 95-й батальон в самом Берлине, поскольку принял активное участие в прибытии первого поезда в освобождаемый Берлин (25 апреля 1945 года), чтобы деморализовать боевой дух сопротивляющихся немецко-фашистских войск. За проявленное мужество, образцовую дисциплину и выполнение поставленных боевых задач в ходе войны пять военнослужащих удостоены звания Героя, тысячи наград, орденов и медалей вручены и другим военнослужащим.
– Какие еще значимые исторические события-экспозиции здесь представлены?
– Есть экспонаты, отражающие историю железнодорожной бригады, ведь сегодня представители этих войск продолжают играть огромную стратегическую роль в армии: участвуют в тушении лесных пожаров, строении наплавных мостов, ликвидации последствий паводков и др.
Среди представленных экспонатов – архивные фото, формы командиров, офицеров, генералов довоенного и военного периодов. В частности, наша бригада выпустила 39 генералов. Здесь можно увидеть и рабочее место командира бригады в период строительства «Трассы мужества», а также стенд, посвященный знаменитому старшему сержанту Виктору Савиных. До армии он окончил железнодорожный техникум. Призвали его в железнодорожные войска в Свердловске, в полку Савиных окончил курсы младших командиров и пришел сюда. Он является дважды героем Советского Союза, героем Монголии, Болгарии, сотым космонавт мира и пятидесятым космонавт СССР.
В музее можно увидеть и другие не менее интересные стенды. К примеру, локации с техническими раритетами: радио, телефоны, видеомагнитофоны, фотоаппараты, а также инструменты, применяемые в боевой обстановке. К примеру, пороховой рельсолом или дыропробойник. Используют их только на скоростном восстановлении железнодорожных путей в период боевых действий.
Кроме того, множество экспозиций музея посвящены учениям и наградам (достижениям) ветеранской организации.
Для школьников в музее масса экспонатов военного периода, с помощью которых они смогут лучше представить, как в боевой обстановке жили люди. К примеру, на одной из локаций есть телефон 1943 года, блиндаж и даже буханка черного фронтового хлеба.
Героев военного периода можно перечислять до бесконечности. К примеру, один из стендов посвящен сапёру Григорию Петухову, прошедшему всю войну, который также удостоен звания – героя Социалистического труда.
Есть и экспозиции, посвященные Сталинграду, бронепоездам, подвигам бойцов 77-го батальона во главе с комиссаром, которые прикрывали отступающие силы Красной армии. Многие из них погибли, но на милость врагу не сдались.
Среди экспозиций есть и знамена, среди которых и наградные (по 70-80 лет): «5 железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада», «Переходящие знамя железнодорожных войск», «За достигнутые высокие показатели в боевой и политической подготовке в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции», «За нашу Советскую Родину», «За образцовое выполнение боевых заданий командирования от народного комиссариата путей сообщения СССР» и др.
Есть здесь и локация у стен Рейхстага, и митинг, посвященный окончанию войны. Два батальона награждены боевыми наградами (77-й и 83-й батальоны), которые до сих пор являются действующими.
– Чем полезны такие экскурсии для молодежи?
– Они значимы не только с целью военно-патриотического воспитания молодого поколения. И теперь среди частых гостей музея не только железнодорожники, их семьи и ветераны, но и школьники, а в перспективе, возможно, студенты вузов и колледжей Хакасии.
Большинство экспонатов, представленных в музее, сделаны Андреем Борисовичем и его единомышленниками-солдатами с помощью пенопласта, дерева, картона и даже металла. А на территории воинской части есть даже настоящий паровоз у штаба железнодорожной бригады 1930 годов.
В музее представлены и работы декоративно-прикладного искусства, а также блокнотные зарисовки министра обороны Российской Федерации, президента Русского географического общества, генерала армии Сергея Шойгу.
Отметим, что помимо имеющегося музея, за предыдущие годы на территории войсковой части Абакана проведена колоссальная работа, в том числе по строительству объектов военного и гражданского назначения.
Ирина Гусева