После выборов в Госдуму идет вполне логичный процесс ротации руководства политических партий, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Намедни информационное пространство обсудило назначение Сергея Сокола врио секретаря хакасского отделения «Единой России». Можно предъявлять конструктивную критику к этому политику, но его назначение руководителем регионального «Едра» было более чем очевидным. Во-первых, не могла долго продолжаться его поза лотоса на двух стульях, один из них которых – руководство иркутским отделение ЕР, а второй – депутатство в парламенте страны от Хакасии. Во-вторых, по политическому весу и возрасту он самый приемлемый в Хакасии единоросс после Александра Жукова, который, похоже, совсем решил уйти из политики, досидев тихо-мирно свой срок в Совете Федерации. Но не о «Единой России» сейчас речь.
В пылу выборов как-то не совсем незаметно прошла замена руководства в ещё одной парламентской партии страны – «Справедливая Россия». После слияния на федеральному уровне СР с «Патриотами России» и «За правду», Андрей Филягин лишился своего поста в Хакасии. Да, Андрей Николаевич был слишком аморфен и незаметным, кто-то его даже в кулуарах называл нюней, но в большей части не со зла, а с привкусом отношения как к доброму плюшевому зайчику. Несмотря на это, сам по себе его образ – молодого, презентабельного, а иногда умеющего держать речь – соответствовал духу времени. Бразды его правления переняла, а некоторые поговаривают, что жестко отняла Ольга Ширковец. С одной стороны, процесс этот тоже был логичен, потому как она была лидером партии «Патриоты России», а совершенно очевидно, что при слиянии партий на федеральном уровне с «патриотами», справедливороссы оставили преференцию надзора за регионом Геннадию Семигину. С другой же стороны, если новый образ на федеральном уровне хоть и вызывал споры, но всё же это объединение выглядело вполне перспективно. Визуальную Старость Миронова очень хорошо разбавил умудренный Семигин и молодой Прилепин.
Возвращаясь же к нашей Хакасии, отметим, что хоть ротация в руководстве СР выглядела логично, но больше напомнила концепцию «лучше два шага назад, чем хотя бы один шаг вперед». Ольга Ширковец дама уже вполне немолодая (из интеллигентских соображений не будем называть точный возраст женщины) и скорее несет образ чего-то замшелого из 90-х, нежели стремление к будущему, драйв и перемены. В принципе, и такое поправимо, всё зависит от концепции не одного человека, а всей команды, всего регионального отделения. В случае, если одного не совсем уже молодого и перспективного в жизни человека начинают окружать молодые драйверы, то наоборот получаются одни плюсы, потому как возникают такие смысловые нагрузки, как преемственность, баланс, равновесие. Но это лишь в теории.
На практике же мир в большей части так устроен, что люди на подмогу в любом деле тянут к себе поближе своих друзей (Читайте: Своих люблю, чужих кусаю: откуда возник конъюнктурный рай Ольги Ширковец), которые, как правило, ещё и их ровесники. Так происходит и со «Справедливой Россией» в Хакасии. Уже два месяца Ольга Ширковец лоббирует назначение зампредом регионального отделения свою давнюю подругу, но давно позабытую обществом Миндибекову Людмила Анатольевну. На собрании регионального отделения в минувшую пятницу Людмилу Миндибекову, о возрасте которой, как и в случае с Ольгой Ширковец, мы тоже скромно умолчим, выбрали заместителем председателя региональным отделением.
Вот вам, по сути, и вся концепция того, что из себя скорее всего будет представлять эта партия в ближайшие годы. Думается, что свои стандартные пять процентов партия все же наберет на выборах Верховного Совета в 2023 году и вновь «украсит» законодательный орган республики присутствием Ольги Ширковец (скорее всего, здоровье уже не будет позволять работать, но присутствовать можно), а возможно, что пару ей по партийным спискам, если партия поднапряжется и возьмет ещё пару процентов, переманив к себе электорат пенсионеров, составит и Людмила Миндибекова. На этом можно закрывать эту книгу с классическим романом с потертыми страницами и запахом прошлого, оставляя название «Справедливая Россия» в Хакасии для истории.
В целом же стоит отметить, что мы только начинаем становиться свидетелями нового партийного пазла в Хакасии: не ясно, как будут себя вести коммунисты и станет ли некоммунист-кандидат в Госдуму Валерий Старостин коммунистом; откровенно исчезла из повестки раздробленная внутренними распрями ЛДПР (которая и по стране стремительно теряет свои позиции); начавшие за здравие «Новые люди» тоже пропали из виду, по всей видимости растерявшись и не понимая, а что же им делать с вдруг обрушившимся на них результатом; «Единая Россия» взяла курс на варяжничество, и еще неизвестно, укрепится она благодаря этому или же наоборот уйдет в раскол.
При этом не исключено, что нас ждет появление нового политического проекта. На сегодня в республике есть ряд беспартийных людей, которым так или иначе перед выборами в Верховный Совет необходимо будет принимать решение – от кого они пойдут. Не исключено, конечно, и самовыдвижение, но осколки разных общественных объединений, партий и течений могут выложить совершенно новый узор команды, организуя субъектовый проект. Не важно, в принципе, под флагом какой партии (наличие партийности для группы лиц на выборах обязательно), важно то, какой образ будет нести эта команда, и соберутся ли в ней люди, действительно готовые работать: и по возрасту, и по профессиональным навыкам, и в силу наличия у себя ресурсов для достижения цели.
Хотя может и ничего не произойти. Раскол в обществе Хакасии сильно велик и может продолжаться еще долго, позволяя таким образом оставаться у руля тем, кому бы уже и на отдых лучше.
Александр Рыков