Победивший на выборах в 2018 году Валентин Коновалов обещал, что наращивание госдолга Хакасии прекратится. Что произошло с госдолгом за три года – проанализировал экономист Евгений Мамаев, опубликовавший свои подсчеты в Фейсбуке.

***

Накануне трехлетней годовщины губернаторских выборов 2018 года подняли вопрос по госдолгу. Некоторые «эксперты» сообщают, что «Губернатор-коммунист и его подчинённые предполагают, что по итогам 2021 года госдолг чуть снизится и составит 24 млрд 985 млн рублей. Но эта сумма всё равно на 2 с лишним миллиарда рублей больше, чем когда Коновалов выиграл выборы, во время которых клятвенно обещал прекратить практику заимствований».

Посмотрим, что же происходит с госдолгом Хакасии в реальности. Во-первых, нужно отметить некоторую неразбериху в терминологии в публикациях «экспертов». Так, по законодательству долги муниципалитетов не относятся к государственному долгу. Несмотря на это, «эксперты» говорят о госдолге как о сумме долга субъекта и муниципалитетов. Во-вторых, вследствие указанной путаницы оценивают рост долга, сравнивая увеличение долга отдельно региона и суммарного долга с муниципалитетами. Это как сравнивать январскую зарплату с НДФЛ с декабрьской за вычетом него и на этом основании заявлять, что зарплата снизилась.

На момент победы на выборах, 11 ноября 2018 года, госдолг Хакасии (без муниципалитетов) составлял 23 млрд 835 млн руб. Если считать с муниципалитетами, то консолидированный долг составил 25 млрд 775 млн руб. По состоянию на начало 2021 года сумма долга составляла соответственно 24,47 и 26,92 млрд руб. (государственный/консолидированный). Как видим, с даты выборов к началу этого года госдолг вырос незначительно – на 640 млн руб. или на 2,7%. Консолидированный долг вырос больше – на 1,15 млрд руб. (+4,5%). Другими словами, темпы наращивания долга муниципалитетами заметно выше, чем у республиканского правительства. Безусловно, виной недостаток собственных доходов и субсидий из республиканского бюджета. Но с таким же успехом можно адресовать эти претензии и на федеральный уровень.

Нужно отметить, что по итогам 2019 года госдолг с момента победы Коновалова на выборах снизился на 3,1 млрд руб. Консолидированный долг снизился на 2,82 млрд руб. Затем пришел коронавирусный 2020 год, тяжело давшийся все регионам. В итоге за прошлый год госдолг Хакасии вырос на 3,74 млрд руб., а консолидированный – на 3,97 млрд руб.

Теперь посмотрим, что же происходило в этом году.

Правительству Хакасии удалось снизить размер госдолга на 1,2 млрд руб. В частности, в октябре было погашено 793 млн руб. бюджетных кредитов. Консолидированный же долг с начала года уменьшился на 1.07 млрд руб, т.е. муниципалитеты немного увеличили долги. До конца 2021 года (т.е. за ноябрь-декабрь) правительство планирует снизить задолженность еще на 867 млн руб. Но пока это только планы. Если они сбудутся, то можно будет говорить о снижении консолидированного долга на 790 млн руб. Напомню, «эксперты» говорили нам, что в случае реализации планов правительства будет рост почти на 2 млрд руб. Такая вот «небольшая» ошибочка в расчетах почти на 3 млрд руб.

В итоге, за три года с момента победы Коновалова на выборах, государственный долг сократился на 560 млн руб. (-2,3%), а консолидированный долг вырос на 77 млн руб. (+0,3%). Если оценивать конкретно долги муниципалитетов, то они выросли почти на треть – с 1,94 млрд руб. до 2,58 млрд руб. Рост 637 млн руб. И это повод задать вопрос о справедливости распределения долгового бремени между республиканским и муниципальным уровнем.

В целом по России госдолг всех субъектов вырос около 20%. Для сравнения – за первые три года работы Зимина госдолг вырос почти в 7,5 раз – на 3,2 млрд руб. (с 1,37 млрд руб. до 4,59 млрд руб.).

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments