Сегодня английский – это язык международного общения, бизнеса, информационных технологий, экономики, политики, путешествий, учебы, развлечений, музыки и искусства. Его значение в нынешних реалиях трудно переоценить. Английский язык используют более миллиарда человек в мире.
В Хакасии одной из организаций в этом направлении является современный языковой центр «Smile English», открытие которого состоялось в 2010 году. Его идейный вдохновитель – Наталья Румянцева со стажем языковой практики более 17 лет. Она обучалась в колледже Ирландии. Сегодня Наталья единственная в Абакане, кто на протяжении многих лет занимается международным волонтерством.
С 2014 года она приглашает в школу иностранцев, которые пробуют себя в роли ассистентов преподавателей. Среди волонтеров – гости из Колумбии, ЮАР, Великобритании, США, Канады, Испании, Франции и других стран.
Корреспондент «Пульса Хакасии» узнал у основателя центра о современных методах обучения английского языка, а также перспективах развития на ближайшие 2-3 года.
– Наталья, как возникла идея открыть «Smile English»?
– В то время я работала в двух языковых школах и занималась репетиторством. Такая идея витала в воздухе давно, но однажды мой друг кардинально сподвиг меня на этот серьезный шаг. И мечта превратилась в реальность. Началось все с небольшого кабинета площадью 9 кв. метров, где с ребятами я занималась английским языком на протяжении года. Количество клиентов постепенно увеличивалось, и возникла необходимость в расширении. Сначала мы переехали в одно помещение, потом в другое, а сегодня у нас уже два филиала. На базе одного из них работает центр ментальной арифметики и подготовка к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.
– Чем уникальна школа?
– Каждый год мы обучаем более 100 студентов. И наверно, прежде всего, нас отличает особый творческий подход. Понятно, что многие языковые центры и школы в Абакане работают примерно по одним и тем же британским языковым программам: Оксфорд, Лонгман, Кембридж. Все наши преподаватели любят свою работу и могут увлечь любого, от дошкольника до взрослого студента.
У нас прекрасные педагоги. К примеру, одним из молодых преподавателей является выпускница Сибирского федерального института направления “международные отношения”, которая несколько лет жила в Вене, где изучала немецкий и английский языки.
В нашей школе мы создаем различные языковые разговорные клубы для детей и взрослых. К примеру, есть целая линейка авторских проектов. Один из них – «Ужин с убийством», предназначенный для продвинутых взрослых студентов, у которых иностранный язык на высоком уровне. Это детективное расследование, где все собираются в определенном месте, каждый получает свою тему, роль, легенду. Действие происходит в условном отеле, цирке, кинотеатре и т.д. Ребята знакомятся, обмениваются информацией за кружкой чая и вдруг происходит «убийство», которое они расследуют.
Это своего рода интерпретация квеста, но намного круче. Также для взрослых есть проект «Мыльные оперы», где ребята получают задания снять в определенном жанре ту или иную историю. Существуют интересные проекты и для детей: пиратские вечеринки, Хэллоуин, Рождество и др.
Такие форматы обучения раскрепощают сознание, расширяют границы, ломают психологические барьеры. Элементы игры позволяют человеку расслабиться и соответственно, чем меньше стеснения, тем больше шансов быстрее освоить разговорный язык.
Кроме того, раз в год в нашей школе можно сдать и международный экзамен «Euroexam». Принимать его приезжают представители комиссии из Британии и увозят результаты в Лондон. Еще можно сдать экзамен Cambridge. Его представительство есть в России: Красноярске, Кемерово, Новосибирске. По формату экзамен не сложный. Он даже проще, чем ЕГЭ или ОГЭ. Можно подобрать уровень и уже с 10 лет сдать такой экзамен. Некоторые ребята сдавали его и по несколько уровней, более того и продолжают работать в том же направлении. Они получают сертификат международного образца, подтверждающий уровень владения английским языком. Причем чем выше уровень, тем больше бонусов в перспективе можно получить. К примеру, в плане обучения в престижных вузах, участие в конкурсах всероссийского и международного уровней и др.
– Летом дети занимаются?
– В это время у нас немного работы, но есть летний пришкольный лагерь, где занимаются детки от 6 до 12 лет. Один сезон или одна волна длится три недели. Дети находятся в лагере с 10:00 до 15:00 часов. Они изучают английский язык в непринужденной форме, участвуют в развлекательных мероприятиях и ходят на экскурсии в другие образовательные центры. Был у нас даже 19-летний вожатый Луи из Франции.
Также летом в школе работают специальные видеокурсы для детей 12-13 лет по мультсериалам. Дети приходят в школу, выбирают курс, к примеру, «Гравити Фолз», смотрят серию и отрабатывают лексику в игровой форме. В результате они зарабатывают баллы и получают призы.
– Какие современные методы обучения вы используете?
– Как я уже сказала, мы используем британские методики, а также программу Оксфорд и Лонгман. Есть разнообразные игровые курсы, эффективные для детей и взрослых. Малышей мы учим не только писать и читать. Уже с первых уроков ребята начинают говорить. Даже если вы пришли на обучение с нуля, то уже с первых занятий получаете элементарные структуры языковой практики.
– Коронавирус внес коррективы в вашу деятельность?
– Да, безусловно, в прошлом году, когда нас закрыли из-за сложной ситуации с коронавирусом, мы были вынуждены перейти на дистанционный режим обучения. Это, конечно, огромные потери и в плане развития школы. Занятия для дошколят мы делили на сегменты по 20 минут, поскольку за компьютером им сложно усидеть дольше. Честно говоря, было очень сложно работать в таком режиме. Ведь живое общение ничего не заменит. Сейчас ситуация повторяется. У нас, конечно, уже создано множество онлайн-курсов, в том числе и для тех, у кого просто нет возможности посещать занятия в очном формате или есть ограничения во времени. К примеру, есть клиенты из Ленинградской области.
Еще первая волна пандемии откинула нашу деятельность на несколько шагов назад, и нам до сих пор приходится восстанавливаться. Плюс влияет и сезонная деятельность. Что будет, если локдаун продлится продолжительное время, сложно сказать.
– Ваши планы на ближайшие 2-3 года?
– Быстрее восстановиться и вернуться к прежнему режиму работы. С партнерами-преподавателями из других организаций мы создали объединение «Предпринимателей образовательных учреждений» и сейчас развиваем онлайн-платформу для дистанционного обучения.
Кроме того, совместно с учебным центром «Арт-Стар» мы разработали программу для проводников «Английский язык для железнодорожных профессий». Сейчас она еще утверждается. Уже второй год мы не можем ее официально включить в программу обучения, но пилотный проект запущен. Сейчас по ней обучается первая группа ребят, которые учатся на проводников. Они занимаются иностранным языком с элементами технического английского, а также английского в сфере обслуживания. В этом направлении в Абакане мы являемся первопроходцами.
В перспективе хотелось бы поставить такое направление на поток, в хорошем смысле этого слова, и обучать проводников на официальной основе. Надеюсь, что все у нас получится.
Ирина Гусева