В эту среду, 27 октября, пройдет очередная сессия Верховного Совета. Одним из вопросов повестки будет внесение поправок в законодательство для передачи полномочий в сфере ЖКХ с поселкового уровня на районный. Уже было предпринято несколько попыток провести эти поправки, но все они провалились.

Если смотреть с хозяйственной стороны, то вопрос очевидный – на районном уровне эффективность работы систем ЖКХ (в первую очередь котельных) будет намного выше за счет централизованных закупок угля, возможности организовать входной контроль его качества и соответствия фактических объемов оплаченному количеству. Централизация административного аппарата позволит с одной стороны сократить расходы на бухгалтерию, а с другой – повысить зарплату техническим специалистам и привлечь более грамотный персонал. Да, есть риски, что в случае сбоев в перечислении выпадающих доходов из республиканского бюджета могут быть заблокированы счета всего комплекса ЖКХ в районе, а не отдельного предприятия. Но если мы говорим об организации работы системы ЖКХ в нормальном режиме, а не работы на грани фола, то вряд ли стоит ставить во главу угла подобные доводы.

Но, как я уже писал, этот чисто хозяйственный вопрос уже давно стал политическим. Здесь мы видим столкновение двух блоков – правительства Коновалова и региональной оппозиции, до недавнего времени не имевшей конкретного лица. Для Коновалова проведение поправок важно как атрибут наличия реальной власти, способности управлять процессами в республике. Это же важно и для оппозиции. Позицию Коновалова укрепляет тот факт, что указанная передача полномочий поддерживается федералами, прокуратурой и экономически обоснована. У оппозиции в активе лишь страшилки, что денег в районе нет и поэтому ЖКХ ждет коллапс. Однако на уровне поселков денег еще меньше. И с этой точки зрения выглядит вполне логичным передать жизненно важный вопрос на более высокий районный уровень с лучшей финансовой и штатной обеспеченностью.

Так вопрос и тянулся до недавнего времени, пока на горизонте не появился Сокол. Именно его имя стало все чаще ассоциироваться с лицом той самой оппозиции, что противостоит передаче полномочий ЖКХ на районный уровень. Казалось бы, а его-то какое дело, кроме как добиться федеральных субсидий на ремонт предприятий ЖКХ Хакасии и выплату им выпадающих доходов? Вопрос-то находится в компетенции региональной исполнительной власти, а Сокол все-таки работает в федеральном законодательном органе. Нет у него полномочий делать работу исполнительной власти региона. Поразмышляем немного на эту тему.

В СМИ достаточно широко представлена версия, что Коновалова вскоре отправят в отставку и Сокол будет назначен врио главы региона. Хотя реализуемость этого сценария вызывает массу сомнений, все же сбрасывать его со счетов не стоит. Предположу, что в немалой степени реализуемость зависит от того, насколько Соколу удастся укрепиться в Хакасии. А желание возглавить наконец-то какой-нибудь регион приписывается ему уже не один год. И вот подвернулась Хакасия. Сам по себе регион малоинтересный федеральным фигурам, но как стартовый трамплин для чего-то большего вполне может подойти. Например, возглавить более крупный регион или получить федеральную должность. Основная интрига в том, что на федеральном уровне озвучена идея о необходимости объединения регионов – много их в России, а с финансами у них обычно туговато. И было бы удобнее для федералов укрупнить регионы вокруг финансово обеспеченного ядра, чтобы снять с себя бремя разруливания множества региональных проблем и скинуть его на уровень укрупненного региона.

На практике это означает, что Хакасия может стать одним из первых регионов, который будет ликвидирован как самостоятельный субъект Российской Федерации и присоединен к Красноярскому краю. Административно для управленческой машины соседнего региона это проблемы не составит – к имеющимся 41 району и 21 городу просто добавятся еще 8 районов и 5 городов нынешней Хакасии. Возможно, даже численность правительства не придется увеличивать – справятся тем же составом. А вот тысячи хакасских чиновников могут остаться без работы.

Вкратце опишу один из сценариев, как это может происходить политически. В первую очередь, необходимо будет сменить состав Верховного Совета РХ, сформировав в нем большинство из серой массы, готовой проголосовать за присоединение Хакасии к ее соседу. Безусловно, помехой на пути ликвидации Хакасии станет Владимир Штыгашев. Поэтому вряд ли активная фаза ликвидации начнется при его руководстве ВС РХ. Нужно, чтобы он ушел. Это возможно при следующих выборах в ВС РХ в 2023 году. Т.е. к 2023 году нужно сформировать такую политическую ситуацию в Хакасии, которая устранит из активной политики Штыгашева и при которой можно будет провести в ВС РХ не менее 26 депутатов, готовых поддержать присоединение к Красноярскому краю. Также следует не допустить прохода в ВС РХ сторонников сохранения Хакасии.

Очевидно, что эту задачу необходимо реализовывать на платформе одной из партий, имеющих хорошие шансы на получение большинства депутатских мандатов и в которой можно получить управление. Конечно, это «Единая Россия». Но кто же может взять на себя реализацию сценария ликвидации независимости Хакасии и ее присоединения к Красноярскому краю? Полагаю, такому человеку повесят ярлык предателя. Если это будет местный, то как заставить его рубить сук, на котором он сидит? Очевидно, что никому из местных игроков реализация такого сценария не выгодна. После присоединения к Красноярскому краю центр принятия решения переместится в Красноярск. Вся региональная часть руководства Хакасии останется не у дел – будет распущен Верховный Совет, ликвидированы министерства и сопутствующие структуры, упразднены представительства различных федеральных органов и т.д. Тысячи людей останутся без работы. Сократится платежеспособный спрос. Победителями различных госзаказов в большинстве своем станут красноярские компании. Местный бизнес будет стагнировать – с потерей рабочих мест и сокращением зарплат. Следом просядет строительный сектор Абакана. Достаточно посмотреть на соседний Минусинск и оценить, как много жилья там строится. Или на Черногорск с Саяногорском – много ли там строится? Развитие Абакана стимулирует в основном его столичный статус. Утрата его поставит Абакан в один ряд с Ачинском, Минусинском, Черногорском.

Так кто же может взять на себя задачу так поступить с Хакасией? И вот тут мы возвращаемся к персоне Сергея Сокола. Нам много говорили, что он имеет большой опыт различной работы. Но что-то в части созидательного найти ничего не удалось. Зато у него есть очень показательный опыт присоединения Эвенкии к Красноярскому краю. И назвать Сокола местным язык не поворачивается, даже несмотря на его предвыборную прописку в Хакасии. До сих пор на сайте иркутской «Единой России» Сокол значится членом политсовета и секретарем (т.е. руководителем) Иркутского регионального отделения партии.

Политически процесс присоединения можно реализовать следующим образом. После того, как будет сформирован новый состав ВС РХ, в одном из районов представитель общественности с возмущением заявляет, что зарплаты медиков (учителей) в соседнем Красноярском крае существенно выше хакасских. Это несправедливо. Если хакасское правительство не может добиться нормальных зарплат, то давайте присоединимся к Красноярскому краю. Эта тема выводится в СМИ, начинается дискуссия. При этом губернатор заявляет, что он не сторонник такого сценария. На какое-то время история затухает. Но затем она снова поднимается той же общественностью, но уже не единично, а в гораздо более широком исполнении. Различными «экспертами» и активистами приводятся красочные аргументы, как станет здорово жить в составе соседнего региона. На этом фоне губернатор «сдается» и заявляет, что не может брать на себя такую ответственность и решать все единолично. В конце концов, у нас же демократия. Предложит провести референдум и выяснить непосредственно у людей, как же лучше поступить. Новый, «правильный» состав депутатов Верховного Совета с энтузиазмом помогает реализовать эту идею. Возможно, кто-то будет даже искренне уверен, что никакого объединения не будет. Можно предположить, что к тому времени уже будет внедрено электронное голосование. Результатом референдума, неожиданно для многих, становится решение о присоединении к Красноярскому краю. И губернатору с глубоким сожалением остается лишь подчиниться воле народа. Очевидно, что при таком подходе мнение региональных «элит» оказывается практически ничего не значащим – сценарий будет реализован в обход них, решать будет народ (электронное голосование)..

Что получит Хакасия от присоединения? Более высокие зарплаты учителей и врачей. Тариф на электроэнергию к Красноярском крае для населения составляет 1,98 руб за кВт/ч. Но это в рамках социальной нормы и при наличии электроплиты. Социальная норма – 75 кВт/ч в месяц на человека (с электроотоплением – 400 кВт/ч). Свыше этого – тариф 3,2 руб. при наличии электроплиты и 4,57 руб. при газовой плите. Тариф в Хакасии почти в 2 раза ниже – 1,65 руб. за кВт/ч при наличии электроплит или электроотопления и 2,36 руб. для остальных. Если говорить о предпринимателях, то для них в Красноярском крае не введен налог с коммерческой недвижимости (офисы и магазины) – в Хакасии он равен 1% с кадастровой стоимости.

Что касается депутатов, то они могут получить примерно 10 мест в Красноярском законодательном собрании – в дополнение к 52 имеющимся на данный момент. Очевидно, что любое решение в интересах территорий бывшей Хакасии будет принять очень непросто – голосов будет катастрофически мало. Да и не будет уже никакой Хакасии как административной единицы – только набор городов и регионов, когда-то входивших в ее состав. Но уже в составе Красноярского края. Рассчитывать, что депутаты от бывшей Хакасии получат оплачиваемые должности я бы тоже не стал – сейчас там 32 оплачиваемых депутатских должности, но речь идет об их сокращении до 26. Хотя не исключено, что все же удастся выторговать одно-два оплачиваемых места для особо отличившихся в поддержке присоединения Хакасии к соседу.

Но самое главное – есть шанс улучшить финансирование районов нынешней Хакасии. Именно районы могут получить заметную выгоду от присоединения к Красноярскому краю. В политическом и экономическом плане они вряд ли что-то проиграют – скорее всего, районы останутся самостоятельными административными единицами с той же налоговой базой. Все районы Хакасии глубоко дефицитны и сейчас в значительной мере зависимы от республиканского бюджета. А в нем с деньгами, как известно, ситуация напряженная. У соседей же дела обстоят заметно оптимистичнее в части финансирования районов, того же ЖКХ. Районы просто сменят бухгалтерию, из которой получают финансирование, на более обеспеченную. Поэтому в районах Хакасии можно развернуть активную работу по реализации сценария, чтобы получить нужный результат на референдуме, выборах Верховного Совета и губернатора.

Также не забываем об инициативе министра обороны о строительстве в Сибири новых городов. Если эта инициатива будет реализовываться на базе агломерации Минусинска и Черногорска, то объединение этих двух городов возможно только после объединения Хакасии и Красноярского края. Плюсом этого станет высокий уровень инвестиций в проект и рост экономической активности, что позволит преодолеть негативные моменты. По крайней мере на краткосрочной дистанции.

Возвращаемся к вопросу повестки очередной сессии Верховного совета о передаче полномочий ЖКХ. Этот вопрос становится для Сокола точкой сборки ядра, которое должно обеспечить получение им власти в региональном отделении «Единой России». Это необходимо, чтобы сформировать нужный состав депутатов следующего Верховного Совета. И тут возникает вопрос: а что делать с текущим руководством партии? В случае назначения Сокола врио освобождается кресло депутата Госдумы. Вот оно-то и может стать компенсацией. Также появляется вакансия на сенаторское кресло по линии губернатора (сейчас его занимает Усатюк). Не удивлюсь, если это место уже обещано Абреку Челтыгмашеву. Это обеспечит его поддержку и защитит от противодействия в вопросе ликвидации самостоятельности Хакасии. Полагаю, что в целом на глав районов делается серьезный расчет – они могут выиграть от присоединения к Красноярскому краю и поддержать Сокола. Их роль сейчас будет в создании негативной окраски передаче полномочий для оказания давления на депутатов.

Остается открытым вопрос, понимают ли депутаты ВС РХ, что, голосуя против законопроекта, они открывают Соколу дорогу к ликвидации Хакасии? Что сами себя вычеркнут из политики, когда ВС РХ будет распущен? Интерес же Сокола от процесса объединения может состоять в попытке возглавить объединенный регион или в переходе на федеральную должность.

Евгений Мамаев

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Юрий
2 лет назад

Получается, при всём раскладе,что Хакасия превращается для Сокола манипуляционной игрушкой для пробивания его карьеры. Хакасия, во первых, потеряет свой статус, что приведёт к дальнейшему упадку как в экономическом развитии, так и в культурном. Хакасия станет заброшенной окраиной Красноярского края, где ведутся все манипуляции в настоящее время. Хакасия будет вся перекопана , для добычи угля, золота и других ценных металлов , которые сейчас так нужны для реализации бизнесу за границу. Без каких бы то ни было согласий населения. Соколу сейчас нужно думать и действовать, раз уж он подпрёгся в депутаты от нашего региона, не о ликвидации Хакасии, как сейчас стараются закрутить… Подробнее »

Абакан
Reply to  Юрий
2 лет назад

У вас проблемы с головой. Надо же такое брякнуть, что Хакасия развивается с приходом Коновалова.

Лаврентий Берия
2 лет назад

Не несите чушь, никто не лишит Хакасию ее национального статуса. Войдет как автономная область со своими госструктурами, число чиновников и их статус понизятся, естественно, но расходы существенно сократятся. Не надо пугать страшилками начала 90х, когда заинтересованная кучка нацменов тащила ее за уши из КК. Получили, что получили. Развалили все, что можно, отдали Хакасию на откуп угольщикам, потому что руководителями оказались никакими. Но кормушку поимели и имеют до сих пор. Хакасия никогда не финансировалась по остаточному принципу, это вранье любителей суверенитетов. Хакасия динамично развивалась, вспомним все, что было построено хотя бы в последние 60-80 годы. Можно это сравнить с происходящим сейчас?… Подробнее »

Юрий
Reply to  Лаврентий Берия
2 лет назад

Вам без разницы кто придёт, как вы высказались, поэтому в нашем бесплановом государстве и полном безразличие к развитию регионов , не надо говорить о гениальности вашего провального предложения.И ссылаться на 60-80 годы с вашей стороны полнейшая глупость.Тогда стоял вопрос планомерного перспективного развития региона совместно с государством.