Заслуженная художница Республики Хакасии Татьяна Григорьевна Коваль преподнесла в дар родному городу восемь картин, созданных в разные периоды творчества. Дарение она посвятила памяти своего учителя Фёдора Ефимовича Пронских, имя которого носит картинная галерея Абакана. В состав дарения вошли пять этнографических натюрмортов и серия из трёх композиций в стиле «архео-арт».

Три натюрморта относятся к раннему периоду творчества художницы – «Натюрморт с кувшином» (1985), «Хакасский натюрморт с трубкой» (1990), «Натюрморт с археологическими сосудами» (1993). В далёком 1980 году, после окончания Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова, начинающая художница вернулась на родину, в Абакан, где вскоре приступила к профессиональной деятельности, работая в художественно-оформительских мастерских при Союзе художников.

Свои первые шаги в искусстве живописи Татьяна делала под руководством отца – известного художника Григория Семёновича Хлебникова. На тот момент предпочтительной формой творческого самовыражения для неё стал жанр натюрморта. На юбилейной выставке Татьяны Коваль в сентябре 2021 года так же были представлены её ранние натюрморты из фондов АКГ. Но три перечисленные выше натюрморта интересны своевременным обращением молодой художницы к предметному миру прошлых эпох с ярко выраженным этническим звучанием. С середины 1980-х годов, и особенно в 1990-е годы, всибирском изобразительном искусствеусилилась общая тенденция к художественно-эстетическому освоению наследия древних и традиционных культур. В продуманную эстетическую систему этнографических натюрмортов художницей включаются предметы археологического и этнографического характера: керамические сосуды, музыкальные инструменты, элементы национального хакасского костюма и обихода и т.п. Предметные композиции дополняются степными цветами, рогами горного архара, антропоморфными масками.

Картины «нулевых» – «Натюрморт с этнографическими куклами» (2005) «Этнографический натюрморт» (2006) – отличаются большей декоративностью и условностью среды, в которую помещены предметы. Для обогащения культурного контекста в композицию мог быть введён бытовой хакасский культовый фетиш, например, в виде маленькой рогатины-тёси с повязанными цветными лентами-чалома. Выбор предметов с этническим содержанием становится обусловленным особым профессиональным интересом, ведь в этот период Татьяна Григорьевна вовлечена в процесс разработки сувениров с национальным колоритом, инициированный на кафедре декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Передавая студентам своё понимание красоты вещей национального быта, в том числе при проектировании изделий, выполненных по народным традициям, преподаватель осваивает большой объём исторического материала, стремится к сохранению национальной стилистики и художественной образности.

Наряду с этнографическими натюрмортами особый интерес представляет серия из трёх композиций «Древняя Хакасия» (1990), в которой выразились непосредственные впечатления от тем, приходящих из археологии. Как относиться к предметам, которые утратили для современного человека свои утилитарную, магическую и ритуальную функции? Художественная интерпретация древних артефактов переводит их понимание в плоскость духовно-эстетического переосмысления; для этой непростой работы живопись принимает форму, которую предлагает художественное направление «архео-арт». В абстрактное пространство композиции по коллажному принципу помещаются знаковые рисунки и предметы архаических культур

К началу 1990-х это набирающее популярность направление в Хакасии представляли Владимир Капелько и Александр Доможаков; будущий яркий представитель этого направления Алексей Ултургашев ещё только вернулся в Хакасию после учёбы. В 1990 году у молодой художницы Татьяны Коваль возникло желание отойти от реализма и попробовать свои силы в новом творческом методе; она пишет серию картин, стараясь соблюдать основные характеристики археоарта. Археологические предметы из Хакасского краеведческого музея – бронзовые навершия, ножи и пряжки, а также таштыкские погребальные маски – стали смысловым центром в абстрагирующейся особой реальности композиций. Картины из серии «Древняя Хакасия» являются первым и единственным опытом обращения художницы к стилю «археоарт».

Этнографические натюрморты Татьяны Коваль ещё раз показывают, что от современного мастера требуется не только высокое техническое мастерство и верность в передаче окружающего мира, но и направленность творческого сознания на национальное культурное наследие, глубокое проникновение в художественные традиции своего края. В духовном постижении и творческом переосмыслении национального наследия видится залог жизненности и дальнейших успешных открытий современного изобразительного искусства.

Благодаря Татьяне Григорьевне Коваль коллекция художественного фонда городской галереи пополнилась замечательными произведениями живописи в жанре этнографического натюрморта, в связи с чем Абаканская картинная галерея им. Ф.Е. Пронских выражает художнице искреннюю признательность и надежду на дальнейшее сотрудничество.

Научный сотрудник Абаканской картинной галереи им. Ф.Е. Пронских, Э.Н. Казанцева

Информация предоставлена Отделом по связям с общественностью и СМИ Администрации г. Абакана

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments