В год 862… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Это фрагмент из знаменитой легенды о призвании варягов во главе с Рюриком и основании Руси. Средневековым племенам Восточной Европы якобы не хватало «наряда» – то ли порядка, то ли начальства.
Варяги, как известно, это своего рода синоним популярных ныне викингов и популярных в исторических спорах норманнах. Они действительно могли принести не только страшные разрушения и насилие, но и стать агентами преобразований. Своим появлением были способны стронуть созревшие процессы, которые преобразовывали качественно торговые связи, экономику в целом, запустить процессы политогенеза и даже в качестве основателей династических родом начать государственную традицию.
У самих варягов на родине обычно что-то не получалось с самореализацией, и сколачивали они как в 90-е бандитские бригады, своего рода шайки удальцов, вольных и ражих людей, пускающихся за удачей в чужие земли. А там они могли и перейти к грабежу, но если встречали стойкий отпор, то переходили к торговле, предлагали охранные услуги, делились своим опытом жизни в далеких землях.
Так или иначе привычный распорядок при них менялся заметно, а тем, кто был против решительных изменений приходилось несладко.
Каждый раз, когда в обществе наступает застой, накапливается слой людей, призывающих к обновлению и справедливости на свой манер. И вот – народ с нетерпение ждет прихода новых «варягов», людей, переламывающих ход вещей и приносящих новый взгляд на развитие. У них предполагается наличие образа будущего, как сейчас говорят, смелой идеи и мечты.
От Валентина Коновалова, «чудесным образом» получившего пост высшего чиновника в маленькой, но гордой республике, многие ждали исполнения своих чаяний и удовлетворение мощного запроса на обновление со стороны всего общества. Ибо еще обкомовские мухи в кабинетах серого дома ждут своего исхода уже очень давно.
Правда, знающие люди говорили, что ментором и политическим наставников у красного юриста был Евгений Смирнов, забытый глава совмина Хакасии в 90-е гг. Он со своими замами Торосовым и Трошкиной с треском проиграл выборы Лебедю-младшему, заняв не то 3-е, не то 4-е место. Стало понятно, что раздавать особые авансы вновь прибывшим кадрам было бы весьма опрометчивым шагом. Собственно, и более или менее заметных «варягов» было, кажется, трое.
«Варягом» № 1 стал Богдан Павленко, внешне являвший собой типичный образ героя плутовского романа. Эдакая смесь туповатого Швейка с жуликоватым Остапом Бендером. Мог и видеокамеру журналисту разбить, и убежать от милиционера, а мог и поруководить местным чиновным аппаратом.
На общем фоне довольно никчемных новичков красного разлива Богдан смотрелся ярко в своих нарочито клетчатых штанах, однако же более всего запомнился проделкой с организацией и последующим разоблачением страшного заговора против Коновалова, главные роли в котором сыграли… непосредственные помощники, собственно, младогубернатора. Был распространен ролик о сборе подписей за отставку главы республики, закадровый голос в котором оказался принадлежащим милой советнице главы. Получилось неудобно и глуповато, как обычно. Вскоре тульский живчик уволился и отбыл руководить городком в центральной части РФ.
Прибывший сменщик («Варяг» № 2) – тов. Миронов, напоминавший Чичикова приятной полнотой, – осудил в интервью провокативную деятельность, пообещал больше не заниматься политикой и погрузился в сонливое времяпрепровождение.
Персонаж запомнился, пожалуй, только тем, что сибаритствовал без ответственных дел и от нечего делать читал роман Жана-Поля Сартра «Тошнота». Впрочем, как выпускник питерского истфака он помог подсуетившимся археологам из города на Неве заключить с региональными властями договор о добыче тут наших древних артефактов. Не совсем патриотично, но что возьмешь с пришлеца? Постоянно вылетая в отпуск по уходу за мамой, в конце концов сумел трудоустроиться в богатом нефтяном регионе, не оставив и следа в «сибирской Швейцарии».
Понятно, что в таких условиях особой деятельности во «внутренней политике» нашего благословенного региона не велось, что ярко проявлялось в период избирательных кампаний. Почему, например, красная администрация потрафляла легкому прохождению на выборах районного главы единоросса Абрека Челтыгмашева в 2019-м? Никаких проблем ему не устраивали, давали зеленый свет. Более того, главу Хакасии привезли к нему в Аскиз исполнить индейскую пляску молодого вождя «Одинокое перо». Видео стало знаменитым.
Хотя возможностей осложнить жизнь строптивому Абреку было предостаточно – можно было слегка поддержать хоть ту же авторитетную главу села Аскиз. Выигравший свой пост в который раз глава Аскизского района на пару с коллегой из Шира Зайцевым знатно попортил крови главе РХ и минфину, устраивая постоянные демарши и не принимая районные бюджеты. Благодарно расплатились по полной за услугу Миронова. Если тут и был со стороны серодомовских мудрецов какой-то хитрый план, то его тончайшее изящество не позволяет сказать определенно о достигнутом результате. Наверное, этими делами занимался не запомнившийся мне земляк Миронова, который ходил «в усах». Макаров, кажется. Он также вскоре скрылся в неизвестном направлении, успев вроде бы подставить Олегу Альбертовичу Иванову подножку на выборах главы Абакана. Скорее эти пламенные коммунисты принесли больше любви к партии ЕР во внутренней политике, чем решительной борьбы берсерка.
«Варяг» № 3 – это уже бывший министр здравоохранения (если не сказать здравозахоронения) РХ – Шевченко. Вот этот ценный кадр являл собой импозантность доктора медицины, которому шла хирургическая маска даже без стразиков. Элегантность тем не менее не совладала со второй волной ковида.
Речи Шевченко не являли собой образцы искренности, в отличие от нашего коренного Костюша, блестяще справившегося с первой волной коронавируса. Тот рубил правду-матку, что болеть будем, пока все не переболеем, и оказался прав. Шевченко строил какие-то финансовые схемы, увеличил количество своих заместителей, а когда ковид клюнул – ругал больных-самострелов, нарушителей масочно-полицейского режима, грозил честным медикам. Ему вторили и мелкие больничные чиновники.
А люди любят, когда с ними спокойно разговаривают, а не попрекают. В особенности те, кому они платят деньги. Почему-то предпочитают правду об угрозе своему здоровью.
Лживые маски были сорваны натуральным варягом Меняйло, который вдобавок был и настоящим моряком, как гордые викинги. Адмирал неделю правил бестрепетной рукой, разводил кипучую деятельность, захватив кабинеты и гоняя секретарш самоизолировавшегося Коновалова. Пораженная публика недоумевала: молодой еще мужчина больше месяца провел на больничном с заболеванием в легкой форме. Это непонятно, т.к. даже пожилых и переболевших в тяжелой держат в больнице 7-12 дней. Странный образ светлопигментированного юноши в белой рубашке в комнате с белым потолком и стенами запомнится надолго. Иногда он оттуда сообщал, что у него все хорошо, наклоняясь к маленькому экранчику телефона.
Испуганные и деморализованные жители Хакасии в момент испытаний предпочли бы видеть своего предводителя если не на передовой, то мужественным и в подобающей одежде у пульта управления, отчитывающего своих чиновников за неумение взяться за дело и защищающего народ от вранья. Но люди мерли как мухи, теряли здоровье и доли лёгких под трубные гласы коноваловозависимых СМИ о том, что «не надо сеять панику». И наглое вранье подутихло только при Меняйло. Шевченко, которого как-то торжественно заводили в Хакасию, будто крейсер в маленький порт, что называется слился или карьерно утонул прямо у пристани.
«Варяги» показали свою бессодержательность и коммуникационный разрыв общества и местных властей. Не продемонстрировано способности разрешать напряженные и конфликтные ситуации путем прояснения позиций и предложений сторон. Все как-то невнятно зажевывается в аппаратном ключе. Естественное гниение «элиты» в Хакасии продолжилось. Оно не прервалось приходом человека вроде бы молодого и нового. Кризисные ситуации показали, что не получилось и эффективного взаимодействия с различными социальными группами населения, организациями и их представителями.
Или у главы Хакасии вышло паче чаяния стать отважным преобразователем, подобным свирепым победителям, высаживавшимся с кораблей-драконов на бедные земли поселенцев? Пусть ответит читатель.
Станислав Угдыжеков
P.S. Термин «варяги» стал очень применимым к современной Хакасии. В статье перечислены лишь самые известные персоны, побывавшие в нашей республике, а в целом заезжих персон, чья карьера встретила отпор земли хакасской, было за два года более десятка.
В школе “ледовое побоище” по фильму Эзенштейна преподают.
а ещё при яром коммунисте Коновалове ярким цветом зацвела местная 8 полосная газетенка ” пятница”- целиком и полностью перепечатывая либерастическую новую – такую же газетенку – с грязнущими пасквилями латыниных,гозманов , быковых и прочего де…., подогревая , без того недовольное население, вместо того, чтобы заставить РАБОТАТЬ чиновничь братию.
А как же забыли про Харисова, которого, за его плохое отношение к нашим землякам, выкинули из служебной машины.
Какая грязная пресса
Коновралов стремится больше карман набить себе и приблеженным