Пандемия коронавируса, возникшая в нынешнем году, внесла существенные коррективы в нашу жизнь. Весомо она повлияла и на сферу школьного образования: наверное, впервые был применён на практике формат дистанционного обучения.
Как поменялась жизнь школьного учителя с внедрением дистанционных технологий, нам рассказали работники сферы образования.
Симона Рожкова, учитель английского языка:
«У любых вещей есть как плюсы, так и минусы. Так и у формата удаленного обучения имеются и свои преимущества, и свои недостатки. Немаловажным положительным моментом я считаю то, что формат учебы на расстоянии позволяет мне успешно совместить домашние хлопоты и рабочие. Пока действует карантин, я могу, во-первых, попозже проснуться, во-вторых, уделяю время своей семье и своему дому, в-третьих, отчасти располагаю свободным рабочим графиком.
Но отметим и минусы. Во-первых, школа для детей и подростков должна быть не только платформой для обучения. Ведь именно в школьное время дети совершенствуют и окончательно формируют свои коммуникационные навыки, общаясь со сверстниками. Во-вторых, отсутствует очный контакт преподавателя и учеников, который необходим для контроля первых за вторыми и для того, чтобы школьники лучше усваивали и закрепляли изучаемый материал. В-третьих, к огромному сожалению, далеко не у всех учащихся есть доступ в интернет, что затрудняет организацию дистанционного обучения. В-четвёртых, актуален и вопрос здоровья: сидя за компьютерами и гаджетами, как учителя, так и школьники, увы, портят зрение. В-пятых, традиционный формат все же во много раз более устоявшийся, нежели дистанционный».
Николай Крикьянц, учитель физической культуры:
Выделю преимущества и недостатки. Начнём, пожалуй, с позитивных моментов. Во-первых, это возможность для всех участников учебного процесса подтянуть знания и умения по информатике. Во-вторых, это возможность проводить больше времени дома с семьёй.
Но недостатков всё же больше. Первое – нет живого общения: информация, получаемая учениками посредством интернета, восприимчива не для каждого. Родителям приходится выступать в роли учителей, но, увы, не у всех родителей имеется такая возможность. Еще один большой недостаток в том, что не у каждого обучающегося дома имеется компьютер с интернетом. К примеру, если в семье несколько детей, тогда необходимо несколько компьютеров, а в некоторых семьях, к сожалению, нет даже подходящего мобильного телефона, чтобы иметь возможность заниматься дистанционно.
Еще один минус в том, что формат дистанционного обучения больше похож на выполнение домашней работы: детям отправляют задания посредством мессенджеров, а они, в свою очередь, выполняют и отправляют туда же. К тому же, психологически как для учителей, так и для детей дистанционное обучение протекает не лучшим образом: учителям свои дети мешают проводить занятия, а ученикам – младшие братья и сёстры.
В общем и целом, в этом случае отсутствует как таковая рабочая благоприятная атмосфера для полноценного образовательного процесса. Не нужно забывать: школа должна решать образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи. Из этого перечня дистанционное обучение может, наверное, решать только первые из них. Поэтому, на мой взгляд, дистанционное обучение никогда даже наполовину не заменит устоявшееся традиционное.
Виктория Болотская, учитель английского языка:
Немаловажными плюсами дистанционного обучения я считаю: множество онлайн-ресурсов, которые можно и нужно использовать учителю в ходе занятия. А раздаточный материал, который ранее нужно было распечатывать, чтобы раздать каждому, теперь можно показать всем в интерактивном режиме.
Про минусы. Неудобно проводить групповые занятия, так как дети часто отвлекаются; у многих имеются проблемы с интернетом, звуком либо самим устройством.
Ирина Погодина, учитель истории:
Дистанционное обучение – формат противоречивый. Преимущества в том, что, во-первых, не нужно тратить время на дорогу до работы и обратно, во-вторых, нет необходимости вставать ни свет ни заря, в-третьих, можно работать в домашней удобной одежде и параллельно потягивать чай из любимой кружки. В-четвёртых, свой рабочий график я могу формировать самостоятельно.
Недостатки: Первое – не в пользу учеников играет то, что заданий приходится выполнять больше, чем в обычном формате обучения. Второе – нет обмена информацией и энергией между учителем и учеником, так как за выполнение заданий выставляются только баллы либо правильность/неправильность выполнения, а комментарии к ним выдавались не так уж и часто.
Судя по отзывам работников сферы образования, мы видим: есть свои плюсы в том, что можно остаться дома, побыть с родными. Но самое важное – то, что дистанционное обучение все же не способно заменить традиционное, ибо у последнего есть множество полезных преимуществ, способных оказывать серьезное влияние на формирование у школьников не только новых знаний, но личностных качеств.
Ариадна Бусынина