Большая часть работ на тепловых сетях связана со сваркой металла, а проверять качество сварных швов трубопроводов можно не только в специализированной лаборатории, но и в полевых условиях. Для этого нужен мобильный дефектоскоп, специалист и умение «слышать» пустоты в сварочном шве. Специалисты СГК рассказывают, как проводят прослушивание тепломагистрали для подключения Черногорска к Абаканской ТЭЦ.

Каждый сварочный стык строящейся тепломагистрали проходит контроль качества, ведь после запуска трубопровод будет нести серьезную нагрузку, работая круглосуточно и практически без остановок.

На сегодняшний день на разных участках тепломагистрали в Черногорске сварено 1043 шва, и все они прошли контрольную проверку. 

Сначала специалист Сибирской генерирующей компании проверяет сварные соединения визуально (в шве не должно быть пустот, наплывов и других видимых дефектов), а затем проводит проверку ультразвуком. 

В настоящее время это один из самых эффективных неразрушающих методов контроля, при котором часть трубы не нужно отделять и везти в лабораторию. Проверку ультразвуком можно сделать прямо на стройке.

Если позволяет диаметр трубопровода, то дефектоскопист может провести визуальный осмотр сварного шва как снаружи, так и внутри.

Дефектоскопом каждый день проверяется до 30 сварных швов трубопровода для подключения Черногорска к Абаканской ТЭЦ. На фото: сварной шов на третьем участке тепломагистрали. Брака нет

В основе такого метода — колебания волн. 

Чтобы «услышать» дефекты сварного шва, специалист с помощью дефектоскопа направляет в него ультразвуковые волны, которые по-разному отражаются от разных поверхностей. Если сварной шов не имеет изъянов, то звуковые волны проходят сквозь него без помех. Если дефекты есть, например полости, наполненные газом, тогда внутри шва будет и металл, и газ, и дефектоскоп выстроит особый график, по которому будет понятно: здесь что-то не так.

В случае если волна «видит» поры или трещины в шве, при ее отражении от поверхности и возвращении сигнала в прибор на датчике будет отображаться информация о дефекте. Кстати, разные изъяны отражают волны по-разному, поэтому специалист, который проводит такую проверку, должен расшифровать полученный сигнал и понять, в чем проблема.

Забракованный шов обязательно должен быть переделан и снова проверен специалистом — визуально и с помощью дефектоскопа.

На сегодня на разных участках тепломагистрали в Черногорске сварено 1043 шва, все они прошли контрольную проверку

Все сварные соединения трубопроводов проходят визуальный контроль, и более 10% швов специалисты детально проверяют ультразвуковым дефектоскопом. Малейшее сомнение в качестве шва повлечет за собой детальную проверку — и специалиста, который заварил шов, и другой его работы.

Наталья Григорьева

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Металлический доктор
2 лет назад

*достаёт дефектоскоп*
Не дышите. Дышите. А, вы труба. Тогда продолжайте не дышать. Пока всё в порядке, долгих вам лет жизни без пор и трещин :))