ДомойПолитикаЕвгений Мамаев: почему медицина Хакасии оказалась в столь сложном положении

Евгений Мамаев: почему медицина Хакасии оказалась в столь сложном положении

-

Руководитель РИК ОНФ Хакасии Евгений Мамаев, участвовавший в 11 заседаниях оперативного штаба под руководством Сергея Меняйло, рассказал о том, какая ситуация сложилась в медицине республики и почему так произошло.

Евгений Мамаев пишет: «В контексте отставки министра здравоохранения Виктора Шевченко решил прокомментировать ситуацию в медицине, сложившуюся в последние недели. Полагаю, по результатам участия в работе 11 штабов под руководством полпреда президента С.И. Меняйло могу дать оценку ситуации, основываясь на конкретных фактах.

Не буду говорить о количестве коек, кислородных концентраторов и прочей статистике, а скажу о причинах, почему мы оказались в настолько сложной ситуации. Полагаю, многие если не лично, то на примере знакомых столкнулись с тем, что невозможно дозвониться до скорой, до ковидной бригады, неотложки, сроки взятия анализа и получения результатов выходят за всякие разумные рамки, открытие и закрытие больничного тоже становится тем еще «приключением» и т.д. Мое твердое убеждение – причиной столь плачевного положения в немалой степени является низкое качество управления регионом.

Безусловно, немалая вина лежит конкретно на министре здравоохранения, однако далеко не все необходимые решения можно было принять на его уровне. Также вполне очевидно, что за назначение министра ответственность лежит на главе региона, который также несет ответственность за все процессы в республике, включая медицину. Работа губернатора не сводится к назначению министров и почиванию на лаврах – необходимо так настроить процесс, чтобы были дублирующие каналы получения информации, на которую можно было бы реагировать вне зависимости от подаваемой министрами картины. Не секрет, что Шевченко был назначен относительно недавно – 31 августа, и за это время просто не смог погрузиться во все детали, оценить сложность ситуации в полной мере. Не исключено, что критическую роль в этом сыграло решение о проведение реформы управления министерства. Безусловно, ответственность за это в немалой мере лежит на Шевченко. Однако в этой истории нужно отметить и безучастие как главы региона, так и его заместителей.

Летом было достаточно времени для прогнозирования развития ситуации, выработки различных схем реагирования на различные сценарии, изучения практики других регионов – анализ проблем, вариантов их решения и т.д. Однако наши чиновники «лето красное пропели», устроили «ахухвау», а когда грянул гром, глава региона на месяц ушел на самоизоляцию, практически отстранившись от управления регионом, передав бразды правления Ирине Войновой.

Отговорки о невозможности подключения к правительственному ВКС с телефона выглядят абсурдно и нелепо – к ВКС с Меняйло подключались из дома и офиса московские поставщики лекарств, никаких проблем с подключением не было. Да, подключение было с ноутбука или стационарного компьютера, но немного разбираясь в ИТ-технологиях, я не могу найти достойного объяснения, почему с ноутбука можно подключиться, а со смартфона нельзя? В любом случае, на балансе правительства имеется достаточное количество ноутбуков и стационарных компьютеров, чтобы обеспечить главе региона возможность участия в принятии ключевых решений. Однако этого сделано не было. В разгар кризиса глава региона фактически устранился от принятия решений.

На этом фоне мы можем оценить результаты почти месячного управления регионом Ириной Войновой. И что же мы видим? Лично для себя я отметил критическое отсутствие координации между различными структурами.

Сформировалось стойкое чувство безвластия, когда должны даваться конкретные распоряжения, а их просто нет. К примеру, все наслышаны о чудовищных задержках в приезде бригад скорой помощи. Если по закону время прибытия бригады должно составлять 10 минут (конечно, сейчас это вряд ли возможно), то фактически скорая могла приехать на следующий день и позже. Причины очевидны – резкий рост количества вызовов вкупе с уходом большого количества персонала на больничный вследствие заражения коронавирусом. Так, при нормативе в Абакане 18 бригад, на смену выходило 12. В Черногорске 3 бригады из 7 (8), в Саяногорске 3 из 7. Да, ситуация нестандартная, но для нее есть решение. Когда приехал Меняйло, он сразу предложил направить в скорые студентов-медиков старших курсов. Бригада скорой стандартно комплектуется 2 медиками и водителем. Было предложено одного медика в бригаде заменить на студента. В итоге количество бригад скорых вернулось к приемлемым значениям. Неужели без Меняйло нельзя было летом изучить опыт других регионов, быть готовым к выходу медиков на больничный, иметь резерв студентов и оперативно подключать их к работе? Все это можно было делать. Но не было сделано. В такие моменты жители региона и ощущают на себе в полной мере последствия низкого качества управления регионом.

Другой момент – время нахождения персонала скорой на больничном по ковиду, как и у обычных пациентов, около двух недель. Для выписки с больничного нужно было взять два мазка. Казалось бы, очевидно, что в первую очередь нужно возвращать в строй медицинский персонал, контролировать этот процесс. Однако, к примеру, в Черногорске руководство скорой помощи не могло добиться от поликлиники организации процесса тестирования своего персонала в приоритетной режиме. Мало того, что были задержки со взятием мазков, так еще и результаты тестов могли приходить со значительной задержкой, а то и вовсе теряться. В итоге уже выздоровевшие медики не могли вернуться к работе. В регионе просто не было управленческой структуры с достаточными полномочиями, в которую нужно было бы донести проблему и которая могла ее решить, привлечь студентов медиков. Одним из решений Меняйло было создание оперативных штабов во всех муниципалитетах.

Наконец, проблема с приездом скорых была связана и с тем, что бригада могла по несколько часов ездить с подлежащим госпитализации пациентом по различным медучреждениям, стучась в двери и только на месте узнавая об отсутствии мест. В результате после многочасовой езды пациента могли вернуть домой. У диспетчеров скорой не было такой элементарной информации, как количество свободных мест в медучреждениях региона. Бригады скорой просто ездили по этим медучреждениям и на месте узнавали – есть место для госпитализации или нет. И только с приездом Меняйло в регионе удосужились организовать группу в мессенджере Telegram, в которую с периодичностью два часа стали сбрасывать информацию о количестве свободных мест. В голове не укладывается, как можно было не реализовать централизованный сбор информации о свободных местах в медучреждениях! Но именно так работала наша управленческая машина.

Не менее печальна ситуация и с закупкой бесплатных лекарств для амбулаторных пациентов с подтвержденным диагнозом Covid-19. Как известно, федеральный центр выделил Хакасии 20 млн руб на закупку таких лекарств. Так вот, когда к нам в регион приехали специалисты федерального Минздрава для помощи и аудита системы здравоохранения, они с удивлением выяснили, что контрактов на поставку лекарство заключено всего на 300 тысяч рублей, хотя деньги в регион пришли за неделю до этого. В оправдание наши чиновники пояснили, что у местных поставщиков проблемы с поиском нужных лекарств. На вопрос же, почему не связались с федеральными поставщиками или напрямую с производителями лекарств, лишь пожали плечами. На федеральном уровне ведется реестр заявок на лекарства от регионов. Так вот в этом реестре не было ни одной заявки от Хакасии. В итоге представители федерального Минздрава сами связались с поставщиками и в течении нескольких часов законтрактовали лекарств на 7 миллионов. Очевидный вопрос по качеству управления – почему контракты на поставку не были готовы к моменту поступления денег из федерального бюджета? К этой работе нужно было приступить сразу после решения Президента о выделении денег на эти нужды.
Окончательно работа по контрактованию лекарств была закончена только под руководством Меняйло – именно он контролировал подготовку договоров, их подписание, помог сдвинуть сроки начала поставки лекарств в Хакасию на 16-17 ноября. Без этого лекарства, скорее всего, начали бы поступать в 20-х числах декабря.

Наглядно демонстрирует провал региональных управленцев и вопрос с проведением тестирования. Очевидно, что своевременное выявление инфицированных людей, их своевременная госпитализация и лечение, ограничение контактов имеет важнейшее значение как для снижения темпов распространения инфекции, так и для снижения тяжести протекания заболевания у конкретных пациентов, увеличения их шансов на выживание. И количество проводимых тестов имеет в этом деле решающую роль. Безусловно, запуск новых мощностей требует времени и финансирования. И правительство еще летом оплатило покупку дополнительного оборудования для увеличения количества ежесуточно проводимых тестов. Однако с поставкой этого оборудования случился сбой – оно не пришло вовремя. Можно было бы сослаться на форс-мажор, но есть и другая сторона. Дело в том, что изменение методики проведения лабораторных исследований и небольшое обновление оборудования позволяет повысить количество проводимых тестов почти в полтора раза. Однако до приезда специалистов федерального Минздрава об этом в регионе никто и не задумывался, хотя решение апробировано в других регионах и нужно было просто немного заняться этим вопросом, чтобы натолкнуться на это решение. И тут опять приходим к очевидному выводу – уровень региональных управленцев оставляет желать лучшего. Зато вот устроить «ахухвау» вместо подготовки к кризисной ситуации – это запросто!

На и на этом ситуация с тестами не исчерпана. Для принятия решения о госпитализации пациента даже с явно выраженными симптомами коронавируса в специализированное инфекционное отделение с кислородной поддержкой требуется подтверждение диагноза – как правило, положительного результата теста на коронавирус. В сложившейся ситуации сроки ожидания такого результата составляли до 5 дней. В течение этого срока пациенты ждали результатов в общей палате, где зачастую происходило перекрестное заражение. И если на входе соотношение пациентов инфицированных коронавирусом и имеющих иное заболевание было, к примеру, 50 на 50, то по истечению 5 дней было практически 100% инфицированных коронавирусом. Очевидно, что скорость проведения тестирования в этом случае является критическим фактором. Решением проблемы являются экспресс-тесты, которые дают результат в течение получаса. Бригада скорой помощи может провести такой тест на дому у пациента, получить результат и сразу принять решение о госпитализации в специализированное медучреждение. Весной именно использование таких экспресс тестов позволило Москве не захлебнуться, ускорив время принятия решений. У нас же в Хакасии до приезда Меняйло вопрос по использованию экспресс-тестов в даже не стоял в повестке. Именно благодаря Меняйло было принято решение о покупке 9500 экспресс-тестов. Их задача – переломить ситуацию, взять ее под контроль.

Важно отметить, что Меняйло договорился с компанией СГК о спонсорской помощи – первая партия в 1050 экспресс-тестов была закуплена и доставлена уже в прошлый понедельник именно благодаря компании СГК. Что, нельзя было договориться с СГК без Меняйло? Да, экспресс-тесты дороже обычных, но экономия за счет снижения количества инфицированных пациентов и начала лечения на ранних стадиях очевидна. Опять же, нашим управленцам было не до этого. У нас был Ахухвау…

Можно сказать и о запоздалых решениях по увеличению коечного фонда – в тот момент, когда требовалось госпитализировать пациентов, коек в достаточном количестве не было. Тот факт, что они появились позже за счет внутренних республиканских ресурсов, говорит о том, что решение могло быть принято гораздо раньше, но этого не было сделано вовремя. В результате пациентов некуда было госпитализировать.

Это только часть картины, но и из этого вполне очевидно, что неспособность организовать управление на нужном уровне несет критические риски для всех жителей Хакасии. Все приведенные выше примеры объединяет одно – принятие соответствующих решений было критически важно для стабилизации ситуации, и они могли быть приняты без федерального центра на региональном уровне. Но не были приняты исключительно по причине пробуксовки управленческого звена, отсутствия координации между различными структурами, устранения властей от управления.

Да, благодаря вмешательству Меняйло, федерального Минздрава и помощи военных ситуацию удалось стабилизировать. Но не нужно думать, что качество управленческих решений в регионе от этого резко возрастет. Да, участвуя в штабах под руководством Коновалова я видел, что некоторые управленческие практики Меняйло взяты на вооружение. Однако по большому счету ситуация остается печальной. И если в кризисных ситуациях это видно невооруженным глазом, то в повседневной жизни негативное влияние не так очевидно. Да, идет падение собственных доходов бюджета, не реализуются инвестиционные проекты, нет должной динамики в развитии экономики, но все это происходит незаметно для обывателя и лишь спустя годы он с удивлением отметит, что ситуация в регионе стала совсем плачевной. Но и тут вряд ли он сможет понять, кто в ответственности за это. Даже в текущей критической ситуации мы видим попытки переложить ответственность на федеральный центр, сделать единственным козлом отпущения министра здравоохранения. А тот факт, что месяц регионом руководила Войнова и на ней лежит не меньшая ответственность за скатывание в кризисное положение, почему-то остается за скобками.

Есть еще ряд моментов, о которых не удалось сказать даже в таком пространном комментарии. Постараюсь осветить их в ближайшее время.

А чтобы не быть голословным в оценке качестве управления регионом, дам ссылку на федеральный рейтинг оценки такого качества, в котором по итогам 2019 года Хакасия занимает последние позиции. Да, в сравнении с 2018 годом республика поднялась с последнего 85-го места на пару позиций, но не нужно этим обольщаться – оценка в 2019 снизилась, но пара регионов просела ниже Хакасии, позволив последней подняться на пару ступеней. Если же говорить конкретно о Хакасии, то в 2019 году произошло ухудшение к 2018 году. Оценки за 2020 год еще нет».

Пульс Хакасии в telegram

4 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

4 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Кира Петровна
3 лет назад

В этой связке, министр и Глава, либо и.о.Главы явно не хватает еще одного управленца а именно зам.Главы по социальным вопросам, почему к ее деятельности не никаких претензий?Нигде в новостях даже намека на нее нет. а человек между прочем зарплату в 200 тыс.получает ежемесячно, за что? и почему не несет никакой ответственности за свои деяния или их отсутствие?

Лаврентий Берия
Reply to  Кира Петровна
3 лет назад

Точно, она что ли неприкасаемая, заговоренная от критики? Не слышно, не видно!

Николай
3 лет назад

Меняйло уехал,а клоун остался.Мамаев хватит смешить народ своими опусами.Не надоело?

Лаврентий Берия
Reply to  Николай
3 лет назад

Вам смешно, Николай? А вот нам, жителям Хакасии уже во весь голос кричать хочется: Уберите уже этого неумеху губернатора. Стыд и позор на всю Россию!

4
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x