Правительство Хакасии не заинтересовано в поиске эффективного и прибыльного решения по утилизации лингина, отхода бывшего Усть-Абаканского гидролизного завода. К такому выводу пришел общественник Михаил Торосов после встречи с и.о. главы Хакасии Ириной Войновой и министром экономического развития РХ Виктором Богушевичем.
Лингин складировался на площадке с момента запуска гидролизного завода с начала 1950-х годов вплоть до 1998 года. Площадь территории временного хранения лигнина гидролизного составляет более 40 га, объем накопленных отходов более 500 тысяч кубометров. Периодически на площадке возникают очаги самовозгорания. Продукты горения лингина токсичны и представляют опасность для окружающей среды.
Михаил Торосов пишет на своей странице в Фейсбуке: «Сегодня [27 октября] была проведена встреча с Правительством РХ по вопросу утилизации гидролизного лигнина на Усть-Абаканском полигоне. На встрече были представлены 3 стороны: новый министр экономики Богушевич Виктор Николаевич, которого, похоже, отвлекли от важной партии по раскладыванию пасьянса, и, по всему виду, желавший поскорее вернуться обратно. Он был явно не заинтересован в появлении на территории Хакасии новых производств. Министр, собственно, не имеет даже своего личного мнения по этому вопросу, в отличие от своего предшественника на том же посту Евдокимова Н.В. Возможно, именно этот ключевой критерий и повлиял на его высокое назначение. Ирина Ивановна Войнова, желающая избавиться от вредного отхода, но не затратив при этом ни копейки бюджетных денег. Возможность участия в федеральной программе, по которой утилизацию лигнина проводит Иркутск, также была отвергнута по причине необходимости подготовки проектной документации стоимостью в 40 млн руб. для участия в ней (не знаю, каким образом она формируется). Хоть федеральные средства могли бы с лихвой перекрыть даже эти расходы (Иркутску на утилизацию отходов было выделено порядка 6 млрд руб.). И третьей стороной выступали мы, желавшие предложить вариант наименее затратной переработки опасного полигона гидролизного лигнина:
1) В бюджетные строительные материалы для малоэтажного строительства, превосходящий по своим свойствам и шлакоблок, и арболит. Производство лигноблоков с использованием золошлака Абаканской ТЭЦ хоть и является крайне низкорентабельным, но позволило бы убить сразу трех зайцев: 1. Избавиться от опасного лигнина, нейтрализовав его кислоты щелочными золошлаками и нормализовав его состав по pH. Тем самым избежать последствий от ядовитых выбросов при его самовозгорании, предотвратив как сами выбросы, так и возможность его возгорания. 2. Попутно избавиться от отходов от Абаканской ТЭЦ, превратив их в составной компонент строительного материала. 3. Сэкономить в будущем средства на ликвидации очагов самовозгорания (в Зиминском р-не Иркутской обл. на эти цели было затрачено порядка 30 млн рублей!).
2) Использованием его для удешевления стоимости хакасских автодорог до 30% и повышением износостойкости до 25% (особенно пригодилось бы для участка близ Аршаново!). Для дорожного строительства лигнин пригоден в качестве активной добавки в асфальтобетон. Проведенные испытания показали, что гидролизный лигнин, используемый в качестве минерального порошка, позволяет повысить качество асфальтобетона (прочность – на 25%; водостойкость – на 12%; хрупкость- с –140 до –250С) за счет дополнительной модификации нефтяного битума; экономить дорожно-строительные материалы: нефтяной битум на 15-20%, известковый минеральный порошок на 100%; значительно улучшить экологическую обстановку в зоне складирования отходов; возвратить плодородные земли, занятые под отвалы. Кроме того, это создало бы дополнительные рабочие места и заняло дополнительно рабочую силу в смежных отраслях: транспорт и логистика, строительство малоэтажных домов, автодорожное строительство). Срок окупаемости может достигать 5 лет… Но где вы видели, чтобы утилизация и переработка вредного отхода вообще самоокупалась? А это тот случай, когда через 5 лет можно выйти в плюс! А если этот материал станут брать соседние регионы? На отходах можно возвести и новое градообразующее предприятие взамен старого гидролизного.
Весь вопрос – насколько это нужно нам, как обществу, проживающему в непосредственной близости к полигону? И насколько этот вопрос сейчас актуален для Правительства РХ? Пока же, по всей видимости, он таковым не является.
В Иркутской области только в модернизацию ЦПО было вложено более 50 млн рублей. В целом на реализацию плана природоохранных мероприятий за два года было выделено более 350 млн рублей. Хакасское правительство на ликвидацию полигона не готово выделить и 5 (!) млн. А потому подобные проекты скорее найдут применение в других регионах.
Схожим мнением в телефонной разговоре со мной поделился и автор «бизнес-проекта» по превращению лигнина в малодымное топливо. Правительство Хакасии не готово жертвовать на утилизации полигона и рублём. Видимо, проблему в хакасском правительстве не считают острой. Остаётся лишь два варианта: либо рассчитывать только на свои силы и собственный энтузиазм, либо уходить в Иркутскую область, туда, где чиновники к подобным проектам имеют действительно неподдельную заинтересованность».