В год своего четвертьвекового юбилея Основной закон республики в очередной раз будет подвергнут изменениям. Это обусловлено реформой федеральной конституции, поправки в которую были инициированы Владимиром Путиным в начале года, а уже июля они были утверждены всенародным голосованием. Хотя формально обновленная конституция была готова еще в марте, но пандемия коронавируса чуть отложила вступление в силу новой редакции закона.
Теперь же дело дошло до региональных конституций и субъектовых уставов – на местах власти приводят в соответствие свои основополагающие законодательные акты с новшествами федеральной конституционной базы. Хакасия не стала исключением.
Конституционная комиссия, представленная в равной степени правительством, Верховным Советом и экспертами, рекомендует изменить 12 норм республиканской конституции, чтобы она не противоречила федеральным нормам.
Помимо изменения порядка назначения прокурора республики и функционирования судебной системы, основной блок поправок касается региональной тематики полномочий властей во всех областях экономики и общественной жизни: образования, молодежной политики, медицинского обслуживания населения, социальной защиты, природопользования и так далее. Вместе с тем поправки существенно меняют статус местного самоуправления и его органов управления и представительских задач.
По новой методике проходит разграничение полномочий между властями региона и муниципалитетами.
Сам проект закона об изменениях конституции республики уже одобрен Конституционной комиссией РХ и рекомендован к принятию в первом чтении на сессии респарламента 28 октября. Однако для окончательного утверждения поправок требуются положительные заключения федеральных органов власти и еще два чтения законопроекта. С учетом этого весь процесс изменения документа займет от 4 до 6 месяцев.
Эксперт Дмитрий Буреев, знакомый с деталями подготовки законопроекта, так прокомментировал ситуацию:
«Совершенно ожидаемы были эти поправки, но есть и нюансы. Как правило, изменить конституцию Хакасии требовалось вслед за новыми требованиями федерального законодательства; сейчас происходит то же самое, хотя изначально был у властей соблазн несколько отклониться от повестки изменений в сторону расширения перечня новых норм. Персонификация законотворческого процесса на имени Главы Хакасии также подчеркивает отказ Валентина Коновалова от фрондирующих позиций относительно федеральных властей. Эта смена акцентов показывает, что в положении оппозиционного политика он вынужден принимать правила центра и следовать установкам Москвы. Хакасии данное положение аукнется разбродом и шатанием между основными игроками на политическом поле».
Александр Рыков