Через пару-тройку лет современный Таштыпский район отметит свой 100-летний юбилей, хотя на самом деле земля эта известна издревле. Местные легенды гласят, что по руслу небольшой горной реки Джебаш в долину реки Абакан (напротив сегодняшней Абазы) сюда приходили разведотряды войска Александра Македонского при его походе в Индию и в северные районы Алатау и Западного Саяна; при конфликте правящих верхов империи Чигизхана отколовшаяся от основных сил часть войска под командованием Джучи также пришла на земли современного Таштыпа, чтобы образовать свое кочевое государство.
Бывали здесь и представители китайских императоров, джунгары; уже во времена Московского царства и Романовской империи на берега Таштыпа пришли донские казаки с наказом поставить пограничные остроги, чтобы оберегать границы российского государства. Что примечательно, одним из тех, кто значится среди основателей казачьей станицы Таштып, был донской казак Лебедь. Со своей семьей он перебрался на эти земли, основав несколько заимок, малых станиц и разъездов для охраны границы.
Уже в советские времена Таштыпский район многократно трансформировали. Часть уходила под Абазинский промышленный район, часть – Аскизский сельскохозяйственный район. После отделения Абазы район принял окончательные границы и в 2003 году стал отдельной территориально-административной единицей и муниципальным образованием Республики Хакасия.
При этом, занимая почти тридцать процентов всей территории республики, Таштыпский район столкнулся с уникальной по-своему проблемой: расстояние между отдельными населенными пунктами района и райцентром превышало 120-150 километров, что для малых поселений оборачивалась огромными расходами местных нищих бюджетов по обеспечению безопасности, охране угодий, содержанию дорог и так далее. Тогда в Хакасии возник юридический прецедент под названием “межпоселенная территория”, которая подразумевала передачу в ведение районных властей с их чуть более богатыми ресурсами значительной свободной территории. Еще одно из последних решений, которое явно пошло на пользу уже дорожному хозяйству района – придание автодороге Абакан – Ак-Довурак (Тыва) статуса федеральной трассы, которая была продлена вплоть до границы с Монголией.
Самому Таштыпу уже больше 250 лет…
Между тем главный потенциал для развития Таштыпского района сегодня основан на трех составляющих – лес и лесное хозяйство; сельское хозяйство и дикоросы; туризм.
И хотя основная производственная база районного агропрома разрушена еще во времена перестройки, тем не менее фермерские хозяйства и личные подворья восполняют объемы производства молока и мяса, позволяя содержать достаточное количество домашнего скота и обеспечивать его кормами. А наряду с Орджоникидзевским и частью Ширинского районов Таштыпский район остается в числе лидеров по обработке пахотного клина и сбору зерновых, значительный объем идет в закладку на хранение и овощных культур, картофеля, иной продукции. Здесь Таштыпский район также в числе лидеров среди районов Хакасии. А вот самые простые огурцы, помидоры, перцы и другие культуры в этих местах выращивать предпочитают в домашних теплицах. Зато садовая ягода в Таштыпе растет просто гигантскими объемами и не менее гигантских размеров. Для многих сельчан это хорошее подспорье для семейного бюджета.
Почти 75% всей территории района занято тайгой, сосновыми борами и лиственичными лесами. Деловая древесина, особенно – сосная кедровая сибирская (кедр) особая ценность таштыпских лесов. Веками местные жители пользовались дарами тайги, добывали зверя, дичь, в местных реках и озерах рыбу ценных и простых пород, собирали орех, травы, папоротник, черемшу… При этом тяга отдельных дельцов к неконтролируемому обогащению за счет природных ресурсов привела к тому, что таштыпская тайга подверглась варварскому нашествию “черных” лесорубов, объемы незаконно добытой ценной древесины кедра, березы, сосны превышают даже самые высокие показатели деревообработки советских лет, хотя сегодня в районе нет ни одного крупного деревообрабатывающего предприятия, а десятки мелких лесопилок просто готовят сырье на вывоз за пределы Хакасии на запад страны и за рубеж, в тот же Китай. Но восстановительная работа лесхозов, заповедника, волонтеров в последние годы дает надежды на то, что уникальная таштыпская тайга и леса станут прежними под контролем специалистов и общественности.
Беда не приходит одна – вслед за лесорубами в тайге появились и якобы геологоразведывательные партии, задача которых – поиск и оценка запасов для промышленной добычи золота и других металлов и минералов ценных пород. Но разведка обернулась стихийной полномасштабной добычей, что породило серьезный социальный протест местных жителей целого ряда поселений района. Они всерьез опасаются, что промышленная разработка таежных месторождений приведет к экологической катастрофе, отравлению рек и ручьев, гибели значительной части лесного массива, пастбищ и других сельхозугодий. Энергичные по началу меры правительства в противодействии захватчикам таштыпской тайги как-то поутихли к сегодняшнему дню, и дальнейшая судьба всего этого вопроса затерялась в круговороте официальной бюрократии республиканского минприроды.
Чего не отнять у Таштыпского района, так это его богатейшая история и огромный туристический потенциал.
Во-первых стоит вспомнить о заимке семейства Лыковых, ставших мировой легендой отшельничества и русского старообрядчества; источник “Горячий ключ”, уникальное реликтовое озеро Маранкуль и одну из старейших баз “Снежный барс” рядом с Сотым перевалов на границе с Тывой; Малоарбатскую писаницу, курганные комплексы в долине и уникальные скальные останцы по берегам рек Абакан и притоков главной реки республики.
Во-вторых, в чисто историческом контексте Таштыпский район и неразрывно связанная с ними историческими связями Абаза располагают целым рядом уникальных культурно-исторических объектов: краеведческие музеи в самом Таштыпе и Абазе, экспозиции которых высоко оцениваются специалистами; местные легенды о боевом и карательном прошлом Аркадия Гайдара в казачьих станицах и хакасских поселениях современных Арбатов; историко-религиозное наследие Русской православной церкви и традиции русского старообрядчества.
В-третьих, Таштыпский район стал обширным полигоном, где успешно реализуются десятки туристичесиких проектов – от самых малых до масштабных даже в границах всей Хакасии.
Это и многочисленные гостевые дома в поселении Большой луг, маршруты выходного дня на местные турбазы и природные достопримечательности (скала Чалпан один самых популярных маршрутов); базы отдыха в п. Кубайка и открытый буквально на дня этнический центр шорской культуры недалеко от Матура.
Главный же туробъект района – база отдыха “Сюгеш”, которая из горнолыжного зимнего центра за короткое время стала всесезонной базой спортивного и семейного отдыха с отличной инфраструктурой. “Сюгеш” завоевал свою популярность, в любое время года база переполнена, сюда едут со всей Хакасии. И инвесторы приняли решение о дальнейшем развитии центра с объемом инвестиций до 30 миллионов рублей.
Свою лепту в экологическое просвещение и туризм вносит и государственный заповедник “Хакасский”, построивший в окрестностях Абазы первый официальный визит-центр. Но картина будет неполной, если не подчеркнуть: Таштыпский район стал единственным муниципалитетом, где за последние годы появились новые поселения. Одно из них чисто экологического направления в окрестностях села Имек и возрожденное поселение Нижний Курлугаш.
Учитывая, что в районе компактно проживает и община шорцев, то и новый культурно-национальный центр шорцев стал еще одной точкой притяжения туристов в этой части Хакасии.
Помимо всего этого, Таштыпский район знаменит и своими охотничьими угодьями и охотхозяйствами, рыбалкой, сплавами для любителей и экстремалов.
* * *
Но главное достояние земли Таштыпской – люди. Сотни спортсменов, ученых, педагогов, работников культуры и здравоохранения, руководителей различного уровня район дал Хакасии и стране. Среди этого великолепного во всех отношениях списка, два уроженца этих земель стоят особняком, благодаря уникальности своей биографии и вкладу в нашу общую жизнь.
Один из них – просветитель, ученый-исследователь, писатель, священник Иоанн Штыгашев. На рубеже веков он из далекого села Матур через Кузнецк ушел в паломничество в центральную Россию, Москву и Киев, посетил Новоиерусалимский монастырь, другие духовные центры. Вернувшись в Горный Алтай, Шорию и таштыпский Матур продолжил работу по составлению букваря шорского, алтайского и хакасского языков, составил несколько сборников-отчетов о своем уникальном путешествии, миссионерствовал и обращал в православную веру своих земляков. За выдающиеся заслуги Иоанну Штыгашеву в Горно-Алтайске установлен единственный в своем роде памятник; в прошлом году в Матуре, где больше ста лет назад сам Иоанн Матвеевич возводил часовню, была открыта и освящена новая, восстановленная сельская церковь.
И, безусловно, Владимир Штыгашев, председатель Верховного Совета Республики Хакасия на протяжении вот уже 27 лет. Его “партийная, советская, административная” карьера начала складываться еще в начале 80-х годов, а до этого был комсомол, служба в милиции, работа в абазинской шахте. Можно бесконечно долго говорить о бессменном руководителе республиканского парламента, но лучше, чем он сам о себе, не скажет никто: “Сначала думай о Родине, потом о себе“. В этих словах весь Владимир Штыгашев, достойный сын земли Таштыпской, достойный потомок своих родичей из рода Штыгашевых.
* * *
Как видим, наряду со всеми другими городами и районами Хакасии Таштыпский район выделяется особо своей историей, природой, ресурсами для развития туризма, о чем сегодня модно говорить на всех уровнях власти. Районным властям, властям поселений это все на руку, стоит только проявить чуть больше усердия и настойчивости, чтобы придать всему развитию району больше динамики.
Дело осталось за малым – помня о славном прошлом района, идти вперед, не останавливаясь перед трудностями и проблемами. И тогда все получится. Землю Таштыпскую оберегают добрые силы.
Дмитрий Буреев