Сегодня отмечается профессиональный праздник работников горной промышленности. Для Хакасии угольная промышленность имеет особое значение. Много уже было сказано про разные аспекты отрасли: от экономического эффекта до экологических вопросов, но всегда надо учитывать особую важность любого процесса — людей. В угольной отрасли республики работают порядка 8,5 тыс. человек. Корреспонденты нашей редакции выехали на Разрез Аршановский, чтобы в рабочем режиме пообщаться с тружениками горной промышленности и узнать их настроение перед профессиональным праздником.

Первая наша встреча была с машинистом экскаватора, которого зовут Виктор.
— Вам нравится ваша работа?
— Каждый человек должен выполнять свою задачу. Если ему не нравится работа, то это не работа. Для того чтобы жить и отдыхать нужно, чтобы работа нравилась.
— Вы можете представить нашу республику без угольной промышленности? Что будет, если, к примеру, эту отрасль исключить из экономики республики?
— Да упадёт все. И финансово, и экономически. Сейчас же по сути нет развития скотоводства, да и произрастает немного, а уголь есть.
— А хотели бы сменить профиль работы?
— Нет, мне нравится этот профиль. Разрез молодой, довольно-таки перспективный, мы даже нарастали в производительности в период пандемии. Наши семьи только довольны. Уровень заработной платы в регионе один из самых высоких. Это, наверно, одно из самых главных — крепко стоять на ногах в этой жизни.
Пользуясь случаем, поздравляю всех горняков их близких с праздником. Здоровья и успехов!

Забегая немного вперёд, отмечу, что слова Виктора про важность того, что в жизни надо «стоять крепко на ногах» чувствовались при разговоре с каждым работником разреза. Уверенность в завтрашнем дне и внутреннее спокойствие — именно так можно охарактеризовать настрой горняков. И следующий наш собеседник ещё раз подтвердил справедливость этих ощущений.
Мы отправились на участок работы, где шла погрузка угля.

— Николай, нравится вам работа? Вы с детства мечтали о том, что будете ежедневно в монотонном режиме сидеть в кабине экскаватора?
— Нет, в детстве я мечтал быть водителем, а уже потом стал экскаваторщиком.
— Сколько уже лет работает в профессии?
— 15 лет.
— Тяжело управлять такой большой техникой?
— Нет.
— А если бы вам сейчас предложили исполнить детскую мечту и стать водителем, поменяли бы работу?
— Нет конечно.
Надо сказать, что именно при этом вопросе спокойствие и даже некоторая серьёзность горняка сменилась большой и открытой улыбкой.
— А почему не хотите сменить работу?
— Во первых, это заработная плата. Она безусловно выше дохода любого водителя. Во вторых, мне просто нравится эта работа. Да и семья довольна.
— Сколько, если не секрет, ваша заработная плата?
— В районе 80 тысяч рублей.
— Хорошо, с заработной платой всё понятно, что и вам нравится, и семья довольна. А нет у вас и у семьи опасения в том, что работа может угрожать каким-нибудь образом здоровью?
— Нет, такого нет. Каждый год у нас происходит медицинский осмотр: флюорография, разные анализы… В коллективе вообще не замечалось, что кто-то болеет. Так что в приближающийся праздник могу точно сказать, что работа нравится не только нам, рабочим, но и нашим семьям. Поздравляю всех с профессиональным праздником!


Говоря про условия труда, надо отметить, что один из самых распространенных мифов о том, что работники угольной промышленности работают в условиях постоянной угольной пыли, не подтвердился.

По всей территории разреза в постоянном режиме работает техника, распыляющая воду.
Но внимание работников разреза уделено не только очистке воздуха от пыли водой, но и очистным сооружениям, для воды, проходящей через разрез.

Уже в конце наших встреч с работниками разреза, мы с заместителем начальника горного участка Романом поднялись на смотровую площадку, с которой простирался вид на всю территорию промышленных работ молодого угольного предприятия.

— Роман, мы пообщались с вашими работниками, и явно видно, что работа всем нравится. Поясните, пожалуйста, некоторые технические моменты. Виден определенный ландшафт, уходящий в степи. Иногда в интернете встречаются картинки с видом горящего угля на разрезах. Визуально возгораний у вас не видно. Горит вообще уголь на вашем разрезе?
— Видите, уголь в основном возгорается тот, который долго лежит складированный. У нас такого практически нет. Производство настроено так, чтобы не допускать этого. А сам по себе уголь, который добывается на разрезе по своим техническим характеристикам тоже не особо подвержен возгоранию на открытом воздухе.
— А вы сами насколько долго находитесь в профессии?
— 15 лет работаю. Из них год работал в Якутии, а большую часть в Хакасии. Это третья угольная компания, в которой я работаю.
— Если не сравнивать условия работы в разных компаниях, а в общем дать характеристику того, что означает для нашей республики угольная промышленность, что вы скажете?
— Я думаю, что угольная промышленность для Хакасии это всё. Что касается производства, то в республике это в основном только угольные разрезы. А ведь это рабочие места, на которых мы зарабатываем и помогаем тем самым развиваться другим секторам экономики.
Желаю горнякам, счастья, труда в радость и мирного неба над головой. Да и не только горнякам, а всем жителям Хакасии. Пусть у всех будет благополучие и процветание. Мы все хотим, чтобы наш регион только развивался, чтобы были рабочие места, чтобы наши семьи были счастливы!

Отличные слова и редакция «Пульса Хакасии» присоединяется к ним и к поздравлениям. С Днём шахтера!
