Валентин Коновалов под напором обстоятельств вынужден все чаще и чаще обращаться к социальным программам, которые работали в Хакасии до его прихода во власть. Программы были востребованы населением, хотя денег на себя из бюджета требовали немного. Зато эффект выходил более чем значительный.
Прежде всего речь идет о программе поддержки населения, которое в домашних условиях малых сел выращивало скот: лошадей, коров, овец. Правительство выплачивало сумму поддержки раз в полгода, и сельчане, которые получили такую поддержку, пошли на риск, взявшись за массовое скотоводство и следом за ним развитие кормовой базы. Появилась конкретная работа для многих сельчан.
Но с приходом Валентина Коновалова программа была свернута. Злые языки поговаривают, что против нее выступил бывший первый заместитель главы Хакасии Андрей Асочаков, сам крупный производитель “молочки” с собственной сырьевой базой. Естественно, что монополисту появление на рынке больших партий молока из глубинки, выращенной на живом корме и в поле, было невыгодно, и проблему решили административным путем. Сославшись на дефицит бюджета, программу сократили под ноль.
Прошло время, Хакасия резко просела по показателям поголовья и объемам производства, сельчане стали отказываться от содержания скота без господдержки. Вывод стал очевиден: все-таки эта программа была весомой в части ветеринарного обслуживания, закупки сухих кормов, витаминов, строительства загонов и так далее.
Спохватились тогда, когда время практически ушло. Приняли в Сером доме (уже без Асочакова) решение о возобновлении программы, но… В документе было оговорено конкретное количество голов скота, за которое власти готовы выплачивать денежную поддержку. И много еще каких других ограничений, при которых вернуться в программу согласились лишь самые упорные и отчаянные, многодетные (рабочие руки) и имеющие связи с торговыми представителями.
С грехом пополам, но программа, которая была пилотной для всей страны, в Хакасии начала работать снова.
Вторая программа – субсидирование за баранину, сданную на переработку. Она была готова к запуску ещё в 2019 году под личные гарантии Виктора Зимина, но заработала лишь спустя полтора года, а чиновники правительства Коновалова тут же приписали это достижение себе. Осталось посмотреть, как она будет практически реализована.
И еще одна программа, которая существенно помогла населению городов из числа дачников. Десятки тысяч владельцев дач в течение нескольких лет смогли с помощью республиканских средств серьезно поправить инфраструктуру дачных обществ: дороги, электроснабжение, водоподачу, систему канализационных стоков. Многие общества, крепкие не только на бумаге, но и на деле, таких грантов выиграли несколько. Дачные общества при работе этой программы существенно преобразились.
Но в 2018 году бывший депутат Абаканского городского Совета Олег Иванов, вот уже третий раз представляющий абаканцев в Верховном Совете Хакасии и случайным порядком занявший должность председателя бюджетного комитета, вдруг заявил о том, что дачи принадлежат горожанам и их поддерживать должны городские власти, а республика не должна свои деньги тратить на эти цели. И эту инициативу Олега Иванова опять-таки поддержало правительство Валентина Коновалова. Хотя сумма затрат была мизерная с точки зрения общего республиканского бюджета, а именно 10 миллионов рублей.
Дачники были обескуражены такой позицией абаканского депутата, но поняли, что противопоставить им нечего. А программа “Дачи Хакасии” была свернута до нулевых значений.
Опять же, прошло полтора года, и в погоне за позитивными очками в социальных рейтингах Валентин Коновалов вспомнил, что такая программа была и давала эффект не только для дачников, но и для власти. В минувший четверг на прямом эфире глава Хакасии заявил, что правительство готово выделить 10 миллионов рублей на гранты для дачных (садовых и огородных) обществ Абакана, Черногорска, Саяногорска и других территорий. Вот только остался ряд вопросов. Эти деньги будут выделяться уже сейчас, через конкурс? К тому же дачный сезон практически завершен, начинается сезон уборки участков, а многие общества прекратили существование как раз по причине свертывания программы в недавнем прошлом. Не запоздало ли это решение и не является ли оно популистским, не нацеленным на исполнение? Если эти средства только планируется внести в проект бюджета следующего года, то как быть дачникам, которые часть работ провели уже “вскладчину”, не надеясь больше на гранты?
Вот всего три примера, которые еще раз показывают принцип работы нынешней команды Серого Дома: “поспешишь – делу навредишь”. А “грабли”, по которым Валентин Коновалов ходит по кругу при принятии решений, по всей видимости, стали для него любимым политическим инструментом работы.
Получается: шагнули вперед, посчитав такой шаг правильным, а после приходится делать два шага назад и восстанавливать то, что до Коновалова работало и приносило результат. Может быть, поэтому глава Хакасии так и остается в подвале рейтинга губернаторов?
Александр Рыков