Руководитель РИК ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев проанализировал ключевые моменты проекта обращения Верховного Совета к главе правительства РФ Михаилу Мишустину.
«Срыв сессии Верховного Совета – это черная метка главе региона и Председателю ВС РХ. Стало очевидно, что даже вдвоем они не могут решить поставленную задачу – провести сессию и принять отчет главы региона за 2019 год.
Но еще больший интерес представляет проект обращения Верховного Совета к Мишустину за помощью в 10,5 млрд руб. По сути, это обращение и есть отчет о деятельности Правительства за 2019 год. Отметим ключевые моменты:
1. Собственные доходы республики не обеспечивают расходные обязательства даже по первоочередным и социально значимым расходам бюджета. Причина – снижение мировых цен на уголь и алюминий. Спрашивается – а что сделало правительство, чтобы подстраховаться на такой случай. Где новые инвесторы, новые предприятия, перерегистрировавшиеся в региона крупные налогоплательщики, хотя бы инвестиционные проекты (на бумаге)? Ничего этого за полтора года мы не увидели. Если ничего не посеяно, то какого урожая можно ждать? Просто плыли по инерции в надежде, что цены будут удобными, занимаясь дворцовыми играми. Но не подфартило – цены упали.
2. Озвучена святая святых – сумма авансовых платежей в бюджете. Она оставляет 2,8 млрд руб., а за прошлый год выросла почти вдвое – около 1,4 млрд руб. Если говорить проще, то авансы – это налоги текущих периодов, которые были уплачены вперед и проедены в прошлом. Т.е. еще в прошлом году правительство не справлялось с ситуацией, но делало хорошую мину при плохой игре. Это как получить зарплату на пару-тройку месяцев вперед, проесть ее, а в последующие месяцы кричать о падении доходов. Манипуляции с авансами являются объяснением хваленой точности прогнозирования доходов бюджета в 99%, которым любит бравировать правительство – сумма доходов бюджета просто подгоняется под нужную цифру авансовыми платежами по договоренности с бизнесом.
3. По сути аванс – это долг. Долг перед бизнесом, за который не нужно платить проценты. Если есть понимание, что сумма поступлений является авансом, то она должна добавляться к госдолгу. В худшем сценарии бизнес может потребовать возврата излишне уплаченных платежей, что будет серьезным ударом по бюджету.
4. Другая причина неафиширования информации об авансовых платежах в том, что если не говорить о том, что это аванс, то сумма воспринимается как текущий налоговый платеж, что записывается в заслугу власти. Если посмотреть поступления в бюджет по налогу на прибыль за 2019 год, то они выросли относительно 2018 года на 833 млн руб. (на 13,1% до 7,1 млрд руб.). Чем не повод для бравурных заявлений? Однако если вычесть авансы на 1,4 млрд руб., то сумма текущих поступления за 2019 год составит всего 5,77 млрд руб., что на 567 млн руб. (8,9%) ниже, чем в 2018 году. И это кардинально меняет картину – итог работы правительства не рост, а падение доходов.
5. За 2019 год существенно выросла сумма текущей и просроченной кредиторской задолженности – на 1,76 и 1,5 млрд руб. соответственно (до общей суммы 5 и 3,4 млрд руб. на 01.04.2020). Кредиторская задолженность – это то, что власть должна поставщикам товаров и услуг, в виде налогов и зарплаты и т.д. Просроченная кредиторка – это суммы вовремя не оплаченных обязательств, когда положенный срок оплаты был пропущен.
6. Суммарно за 2019 год правительство ушло в минус на 3 млрд руб. (1,4 млрд руб. авансов + 1,76 млрд руб. кредиторки). Другими словами, это скрытая дыра в бюджете. Но хотя ее не видно, это та сумма, которую нужно добавлять к госдолгу. С другой стороны, именно через наращивание авансов и кредиторки можно пускать пыль в глаза и заявлять об «успехах» в исполнении бюджета. Немного позже дам анализ итогов исполнения бюджета за 2019 год с коррекцией на кредиторку и авансы.
Резюме: Правительство Коновалова по факту проело в 2019 году на 3 млрд руб. больше, чем могло себе позволить (заработало). В том числе это и доходы 2020 года. Теперь пришел час расплаты за такой подход – в этом году проеденное в 2019 году не поступит в бюджет и приведет к существенному падению доходов бюджета. Уместно задать вопрос – а почему такое произошло и кто несет ответственность за это? Думаю, частично ответ дал сам Коновалов сразу после своего избрания в ноябре 2018 года: «Весь экономический блок [правительства Хакасии] уйдет, потому что был неэффективен».
Однако вскоре после этого взял в правительство тех самых людей, кого обвинял в неэффективности и обещал отправить в отставку. Более того, одного из них еще и повысил до своего заместителя (а скоро, наверное, и до первого зама). Аналогии с делом Новикова более чем очевидны – в обоих случаях было ясно, что кадровые решения более чем спорные, и в обоих случаях мы видели повышение до заместителя и амбиции на кресло первого зама. Будут ли принципиально отличаться результаты? Пока каких-то значимых изменений в лучшую сторону в экономической сфере не видно… Катимся по инерции под горку… Хотя уже почти год у нас есть отдельный заместитель Коновалова по развитию экономики…»