Сегодня профессиональный праздник тех, кто сеет разумное и вечное, не жалея сил и времени, дает нам знания. Тех, кто терпелив и доброжелателен, умен и способен к самообразованию. Педагог – старейшая профессия. Этот термин пришел из Древней Греции. Так называли людей, занимавшихся детским воспитанием.
О том, что это за профессия сегодня и какой он – современный учитель, мы узнали у кандидата филологических наук, Почетного работника высшего профессионального образования, Заслуженного учителя РХ Ларисы Чебодаевой.
Педагогическая и просветительская работа Ларисы Ильиничны получила народное признание. В 2016 году за большой вклад в обучение подрастающего поколения хакасскому языку и активное участие в обновлении учебников по хакасскому языку Лариса Ильинична награждена почётным званием «Человек года», а в 2019 – получила «Орден за благие дела». Также она пишет рассказы и стихи на хакасском языке для детей и взрослых, публикуя их на страницах периодических изданий Хакасии.
– Лариса Ильинична, почему вы выбрали профессию педагога?
– После окончания восьмилетней сельской школы нужно было определиться: переехать в соседнюю деревню и продолжить обучение, либо куда-то поступить. Я выбрала второй вариант и стала студенткой Абаканского педагогического училища. Хотя родители настаивали на том, чтобы я выбрала профессию врача. Но еще с детства я мечтала быть учителем. В педучилище нас обучали прекрасные преподаватели: Агния Федоровна Троякова, Наталья Петровна Абдина и др. Считаю, что основу своего профессионального педагогического пути я получила именно благодаря их бесценному труду. Они направляли нас и во всем поддерживали, особенно во время прохождения практики в образовательных организациях, где мы вели все предметы начального звена: начиная от физической культуры и заканчивая уроками пения.
Также хочу отметить, что мой родной брат около 20 лет проработал директором Аскизской средней школы. Он всегда был примером для подражания. Никифор Ильич тоже является Заслуженным учителем РХ. Причем эту награду мы получили с ним в один день.
– Что самое сложное в вашей деятельности?
– Профессия учителя – одна из самых важных, трудных, интересных и творческих. Это именно то, что приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я ощущаю себя на своём месте и не представляю какой-то другой роли! Конечно, эта профессия не из лёгких, но в каждой работе есть свои плюсы и минусы – без этого никуда. Для меня самое важное достучаться до своих воспитанников, правильно и доступно донести до них важность их профессии, научить видеть в каждом человеке доброе и самое главное – привить им человеческие качества, которые со временем помогут найти свое место в жизни. Без этого стать настоящим педагогом невозможно.
– Нужны ли какие-то особые личностные качества, чтобы стать настоящим педагогом?
– Прежде всего, учитель должен быть ответственным и обладать духовностью. У людей данной профессии есть величайшая возможность наполнить добротой и любовью каждое мгновение жизни детей. Необходимо чувствовать веяния времени и болеть за свой народ, чтить и уважать традиции и культуру наших предков, так как без этого не откроются духовные достижения других народов. Это очень важно!
– А каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?
– Время ушло далеко вперед, но в любом случае во главе угла должно быть знание своего предмета и чувство времени. Для современного учителя важно идти в ногу со временем и осваивать новые технологии. Ведь каждый педагог не только выполняет свою работу, но и формирует личность. Он вкладывает в детей частичку своей души и передает свое мастерство. К примеру, художник с помощью кисти и красок рисует и передает свой талант или композитор через музыку доносит до нас свое понимание красоты мелодии. Сегодня педагог сам много учится, проводит мастер-классы, тренинги и открытые уроки. Также современный учитель должен быть талантливым, умным, внимательным, иметь индивидуальный подход к каждому ребенку, он должен нести любовь и радость через свой предмет. Главное в нашей профессии – быть хорошим человеком, ведь педагог – душа человечества. Он мастерит души и умы будущих личностей. И когда ученик превосходит своего учителя, настоящий преподаватель испытывает огромное счастье и гордость за свой труд.
– Как вам удалось добиться таких высоких результатов?
– Я всегда работала с любовью и добросовестно относилась к своему труду. Рядом со мной всегда были мои добрые и мудрые учителя и коллеги (Дмитрий Иванович Чанков, Степан Павлович Ултургашев, Венедикт Григорьевич Карпов, Ольга Гавриловна Ултургашева), а также благодарные, успешные ученики и родные люди. Ведь всегда очень важно чувствовать плечо близких.
– Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность всё начать сначала?
– Я с уверенностью могу сказать, что выбор был правильным и никогда об этом не жалела. С помощью своей профессии, через свой предмет во мне открылось и творческое начало. Люблю писать стихи, рассказы для взрослых и детей, басни. Являюсь автором шести книг серии «По дорогам предков», посвященных культуре и традициям хакасского народа.
– Что вы любите делать в свободное время?
– Свободное время люблю проводить в окружении близких, увлекаюсь чтением классической и духовной литературы, посещаю церковные службы, путешествую по святым местам Хакасии и России. Даже какое-то время пела в церковном хоре, поскольку считаю, что для каждого человека значимо духовное развитие. Это очищает сердце, помогает открывать новое и смотреть на мир другими глазами.
– Что бы вы пожелали в этот праздничный день вашим коллегам?
– Я желаю всем духовного прозрения, мира и спокойствия в душе, любви к ближнему, а также божественного открытия своей профессии. Без этого нет ощущения полноты жизни и невозможно понять смысл своего предназначения!
Беседу вела Ирина Гусева
Биографическая справка
Лариса Ильинична Чебодаева – родилась 25 декабря 1956 года в селе Конура Аскизского района Хакасской автономной области Красноярского края. В 1972 – после окончания Маткечинской 8-летней школы Бейского района поступила в Абаканское педагогическое училище. В 1976 году поступила на хакасское отделение филологического факультета Абаканского государственного педагогического института.
С сентября 1981 по август 1983 год работала завучем Базинской восьмилетней школы, а также учителем русского языка и литературы. В 1983 – перевелась в Хакасскую областную национальную школу на должность воспитателя, позже работала учителем хакасского языка и литературы.
В 1984 году была приглашена на кафедру хакасского языка и литературы Абаканского государственного педагогического института на должность ассистента. А через год направлена в целевую аспирантуру кафедры тюркской филологии Ленинградского государственного университета им. Жданова. В декабре 1988 – вернулась на кафедру хакасской филологии с рекомендацией на защиту кандидатской диссертации и была принята на работу в качестве старшего преподавателя кафедры хакасского языка и литературы. В феврале 1989 года в г. Алма-Ата защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Грамматическая природа зависимых глагольных конструкций в хакасском языке».
Ваще-то кандидатская РАБОТА, но докторская ДИССЕРТАЦИЯ. Не?