Для кочевого театрального фестиваля в Хакасии название «Белая юрта» (Ах Иб) символично. Белая юрта в народной культуре кочевников — синоним чистоты, творчества, благополучия. И конечно же, долголетия. Фестиваль наших театров служит тому хорошим подтверждением.
Старт этому событию был дан в 2012 году, и сразу сделалось понятно, насколько важно для местных театралов мнение ведущих критиков и коллег. Важны и номинации, в которых проявляют себя все специалисты сцены — не только режиссёры и актёры, но и художники, костюмеры, сценаристы.
Их успех критики отмечают тоже.
А зритель принимает это событие как подарок. Рост и развитие театральных коллективов приподнимает (да-да, этому тоже нужно учиться!) и зрителей на более высокую ступеньку, позволяющую относиться к постановкам не только с критерием «нра, не нра», а с другими мерками, разбираться в тонкостях действа. И поэтому ещё зритель в Хакасии вдумчивый и благодарный. Он ходит не только на спектакли, но и «на режиссёров», «на актеров», «на сценаристов».
В этом году VIII фестиваль «Белая юрта» открылся 23 апреля. Встреча актёров и журналистов с критиками плавно перетекла в спектакль Хакасского драматического театра имени А.М. Топанова «Той. Дым» (12+) режиссёра Тимура Казнова.
Смотрят и оценивают новые постановки в этом году Дмитрий Родионов, Лариса Каневская, Нина Майнагашева.
Родионов не нуждается в представлении, он давний друг Хакасии, часто бывал у нас на самых разных значимых событиях. Ещё будучи директором главного театрального музея им Бахрушина, он приезжал в республику с благотворительными миссиями, с театрами. Сейчас Дмитрий Викторович — главный редактор журнала «Сцена», член Союза театральных деятелей России, член Российской академии художеств.
Лариса Каневская — главный редактор и автор интернет-журнала «МНЕНИЕ», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России, эксперт национальной театральной премии «Золотая маска».
Нина Майнагашева — кандидат филологических наук, член Союза писателей России, директор ХакНИИЯЛИ.
Фестивальные спектакли идут до 26 апреля. Все постановки будут отмечены в нескольких номинациях. Жюри назовёт лучший спектакль, лучшие женские и мужские роли как первого, так и второго плана. Скорее всего будут и дополнительные награды — навскидку ими могут стать приз зрительских симпатий, лучшая сценография. В любом случае, интрига будет сохранена до церемонии награждения победителей и участников фестиваля. Оно состоится 26 апреля, после показа спектакля «Чудо Святого Антония» (16+) в постановке русского академического театра имени М. Ю. Лермонтова.
Организаторы — Союз театральных деятелей Хакасии, Министерство культуры Республики Хакасия при поддержке всех четырех профессиональных театров нашего региона.
Программа фестиваля обширна: зрители и жюри увидят новейшие постановки наших театров, премьеры которых состоялись в течение двух предыдущих сезонов. Все спектакли не рядовые, и профессиональный разбор их будет интересным.
Абаканский зритель особенно ждёт профессиональных отзывов о спектакле «Луноликая», (режиссёр Баатр Колаев, 12+) Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Премьерный показ спектакля прошёл в марте, но и сегодня эта постановка вызывает жаркие полемики в соцсетях. Оценки разнятся. Какой-то части зрителей спектакль, что говорится, не зашёл. Другие же посмотрели — и увидели много смыслов. Но хорошо уже то, что о спектакле говорят.


Действительно, инсценировать национальный эпос, тем более одно из крупнейших и ярких героических сказаний хакасов «Ай Хуучин», — задача не из лёгких. Даже то, что сказание адаптирована в оригинальную и современную пьесу драматургом Ларой Бессмертной, не играет роли. Спектакль яркий, красивый, музыкальный. Отличная сценография, завораживающие костюмы, о которых нужно говорить отдельно. Баатр Колаев – интересный режиссёр, известный своим неповторимым подходом и нестандартными решениями, смог понять многие смыслы хакасских сказаний, в которых, по сути, нет хороших и плохих героев, они совершают самые разные поступки, которые всегда стоят будто «над» нравственными и культурными основами. Как понять это, почувствовать — сложно. Увидят ли столичные критики особенности национального эпоса, который вариативен ещё и потому, что долгое время все сказания передавались из уст в уста — интересно.


Впрочем, каждый спектакль, представленный на суд критиков, будет оценен жюри, а театральная публика Абакана и Хакасии сможет оценить, совпадает ли их оценка с оценкой профессионалов.
Мария Орлова
Здорово!
Смотрели ‘Луноликую». Красивый спектакль. Но вот музыка очень громкая и прямо по нервам.
Почувствовали столичные критики! Родионов Дмитрий в интервью РТС прекрасно прокомментировал спектакли наших театров, игру актёров.