Кажется, что «сладости» очень уж лёгкое название. То ли дело «уголь», «металлургия», «машиностроение». Сразу чувствуются мощь и размах, масштабы и большие деньги. А сладости же для детей, тоже мне, экономика. Хотя… Трудно назвать и взрослых людей, кто вообще не ел бы конфеты и тортики, абсолютно исключив сладости из своего меню. Ещё удивительнее узнать, что, по оценкам экспертов, именно кондитерская сфера служит показателем нормальной жизни в регионах, и расширение рынка, как и уровень потребления местных оригинальных брендов, как раз говорит об успешности территорий.
Впрочем, что там эксперты — все понимают, что не гречкой единой. Так было, есть и будет.
О том, как было. История сладостей в Хакасии и по югу Красноярского края (прежде это была одна территория, да и сейчас это деление иногда чувствуется условным) прослеживается с XIX века. Как раз здесь появляются различные легенды. Судя по ним, получается, что в Сибири народ вообще-то неплохо жил: «Рассматривая стол среднего крестьянина, понимаешь, что он намного превосходит стол чиновника средней руки в Санкт Петербурге. О многих продуктах последний и мечтать не может», — так рассказывает об этом писатель Иван Гончаров, побывавший в наших местах во время кругосветного путешествия в 1852-1855 годы.
На самом деле экологически правильная и свежая еда была основой питания любого крестьянина. Мясо, рыба, свежее молоко и все его производные, выпечка, овощи, яйца и многое другое, чем жила Сибирь, — всё своё, добытое трудом. Конечно, и сладости были. Это пастила, сотворённая из разных ягод, овощей и яблок, кедровые орехи, мёд. Про овощи не оговорка. Делали цукаты из тыквы, моркови, свёклы. Овощи вываривали в меду (сахар в те годы был продуктом очень дорогим, зато мёда просто завались) и после чуть подсушивали. Такая сладость могла храниться долгое время — все эти замечательные вкусности и назывались «конфетами». Также в категорию сладостей попадали шаньги и пирожки. Ну и пирог тот самый, черёмуховый, со взбитыми сливками. Почти три века этот пирог делали в Хакасии все хозяйки. И сейчас готовят. По тому же рецепту. Потому что очень он вкусный.
Но в середине XIX века в аптеках (благодаря местным купцам, торговавшим с разными государствами) начали торговать и настоящими конфетами. Это была незнакомая и очень дорогая сладость. Конфеты были упакованы в красивые жестяные коробки, каждая обёрнута кружевной салфеткой и покоилась на своём ложе. Вожделенное лакомство можно было приобрести штучно, купить всю коробку могли позволить себе только моты и транжиры.
Революция исправила эту несправедливость, конфеты на некоторое время вообще исчезли из обихода. Но через короткий промежуток появилась сладость для всех — подушечки, которые назывались «Дунькина радость». Дунькина — потому что имя Евдокия в то время более всего употребляемым по России. Сейчас их нечасто встретишь на прилавках, но они всё равно не забыты. На маркетплейсах продаются свежие и вкусные подушечки. Хотя мало кто называет детей старым именем Евдокия, Дуня. А в те времена даже анекдоты ходили, с этими конфетками связанные. Например, такие: приехал пропагандист в деревню, лекцию о космосе читать. Только начал, как ему мужики кричат: «О космосе мы всё уже знаем, ты лучше расскажи, как повидло в подушечки попадает».
Первые «фабричные» сладости появились в Хакасии во время Великой Отечественной войны. Сюда в 1941 году был эвакуирован кондитерский завод. Фронту требовался сахар, но, к сожалению, сахарная свёкла здесь не вызревала. Тогда завод перевели на изготовление патоки. Дети военных лет помнят, как это было. Фляги с патокой увозили на склад на конной подводе в определённое время, местная ребятня собиралась к нему и смотрела на эти фляги и ловила запахи, доносящиеся с производства. По рассказу одной из очевидиц, в то время маленькой девочки, однажды им разрешили облизать края фляг, куда попала патока. «Ничего вкуснее я ни до, ни после не пробовала», – рассказала она.
Настоящее кондитерское производство возникло в Абакане в 1947 году. Кондитерская фабрика работала на всю Россию. Выпускали здесь карамель, газировку и пряники, позже ириски, конфеты мятные, леденцы. Разрабатывали свои бренды — «Хоккей», «Озёра Хакасии», халву, леденцы и зефир. Судя по ассортименту выпускаемых сладостей, в советское время в Абакане люди жили совсем неплохо. Но пришли девяностые, всё изменилось. В отношении кондитерского производства нельзя сказать, в лучшую или худшую сторону. Конечно, было увлечение «Сникерсами» и другой зарубежной продукцией, но оно быстро закончилось. У нас работают хорошие кондитеры, а хакасские сладости входят сегодня в подарочные наборы президента России Владимира Путина. Это хорошо, конечно, ещё и потому, что такие конфеты может купить каждый. И насладиться вкусом.
Заинтересовавшись тем, как производят такие конфеты, и благодаря проекту «Студия Гостеприимства» реализованному на грант Фонда Мельниченко мы побывали на экскурсии по кондитерскому предприятию республики. Это было здорово! Казалось, каждый здесь будто окунулся в детскую мечту, ведь кто в детстве не мечтал побывать на кондитерской фабрике и досыта поесть конфет?

Радовало всё, что сопровождалось запахом шоколада, а он здесь везде. Удалось увидеть, как делается мармелад, шоколадные конфеты со сгущёнкой, поучаствовать в квестах — сами делали зефир, шоколад, сами и заворачивали получившееся изделие. Было очень интересно и нереально вкусно. Узнали мы, как именно делаются «президентские» конфеты, какое сырьё используется для них — в общем, стояли просто у колыбели этих конфет.
А напоследок нам позволили «искупаться» в шоколаде. Не подумайте, что это всерьёз. На самом деле мы смогли оставить шоколадные отпечатки руки — такой памятный сувенир. Глядя на него, сейчас возникает желание вновь побывать в этом мире шоколада, из которого так не хочется уезжать.
Мария Орлова
Интересно. Знаю, что после войны тяжко было вообще с едой, уж про сладости и не думали, это было уж совсем барством
Гастрономический туризм тоже нужно развивать и таким образом тоже
Так конфектами называли сладости в Сибири, а не конфетами
Какое замечательное приключение и какой отличный рассказ. Даже зависть берет и так же хочется искупаться в шоколаде