Главы трех субъектов РФ — Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области обратились к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину из-за проблем с вывозом угля.
***
О железнодорожных тарифах на перевозку угля
Уважаемый Михаил Владимирович!
В настоящий момент ОАО «РЖД» вышло в Правительство Российской Федерации с предложением об индексации железнодорожных тарифов на 2025 год на величину от 17,2 до 22,7 процента, что резко негативным образом повлияет на перевозки ключевого железнодорожного груза – угля. Наиболее сильно такая индексация отразится на Кемеровской области — Кузбассе, Республике Хакасия и Новосибирской области, где угольная отрасль играет значимую роль в региональной экономике, и которые находятся на значительном удалении от экспортных рынков Азии.
Грузовой тариф для угля из Кемеровской области – Кузбасса, Республики Хакасия и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 год уже вырос почти на 100 процентов, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. Это произошло в том числе в результате дискриминационной отмены в 2022 году понижающих коэффициентов в тарифе для угля (на дальность и на энергетический уголь), в то время как для большинства прочих грузов они были сохранены. Указанная мера позиционировалась как временная на фоне высоких наблюдавшихся цен на уголь на мировых рынках, однако так и не была отменена впоследствии, несмотря на кратное падение экспортных цен в 2023—2024 годах. В результате за этот период угольные компании переплатили по тарифу сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Столь существенное повышение тарифа было призвано обеспечить финансирование инвестиций на развитие железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы отгрузок всех грузов на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кемеровской области – Кузбасса, Республики Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022-2023 годы были даже ниже показателей 2019-2020 годов.
С учетом кратно опережающего инфляцию роста железнодорожного тарифа, а также роста иных логистических и операционных затрат, кратного падения цен на уголь, удорожания кредитов, тяжелейших санкционных условий (в том числе блокирующих санкций против большинства угольных компаний), а также одновременного действия экспортных пошлин на уголь в России и импортных пошлин на российский уголь в Китае угольная отрасль в наших регионах уже находится в состоянии острого кризиса.
Угольные компании из Кемеровской области — Кузбасса, Республики Хакасия и Новосибирской области получили в первом полугодии 2024 года убыток в размере 13 млрд рублей по сравнению с 184 млрд рублей прибыли за аналогичный период 2023 года. Отгрузки угля на экспорт из регионов за 7 месяцев 2024 года уже упали на 18 процентов, или на 14,5 млн тонн, к аналогичному периоду 2023 года (на 30 процентов, или на 28,6 млн тонн, к аналогичному периоду 2021 года).
Региональная добыча угля по итогам текущего года снизится на 12 процентов, или на 32 млн тонн, к показателям 2023 года (на 28 процентов, или на 62 млн тонн, к показателю 2021 года).
В результате только в Кемеровской области – Кузбассе ряд предприятий, где суммарно занято больше 30 тыс. работников, уже вынуждены значительно снизить добычу и отгрузку угля, возникает вероятность их полной приостановки.
С учетом значимой роли угля в экономике наших регионов предлагаемая ОАО «РЖД» индексация железнодорожных тарифов на 2025 год напрямую повлияет на состояние региональных бюджетов, где уже наблюдается существенное падение бюджетных доходов. Например, в Кемеровской области – Кузбассе за полугодие 2024 года налоговые и неналоговые доходы бюджета сократились на 22,5 процента и составили 111,2 млрд рублей по сравнению с 143,6 млрд рублей за полугодие 2023 года.
Аналогичная ситуация в Республике Хакасия, где налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета за полугодие 2024 года снизились на 0,3 процента и составили 18,3 млрд рублей.
В сложившихся условиях любая дополнительная нагрузка на угольную отрасль за счет существенно опережающего инфляцию роста железнодорожного тарифа будет иметь значительные негативные последствия для региональных экономик.
С учетом вышеизложенного просим отменить введенные временно в 2022 году дискриминационные ограничения на применение угольными компаниями специальных понижающих коэффициентов при определении платы на железнодорожную перевозку угля (0,4 – на дальность для каменного угля и 0,895 – для энергетического угля), а также обеспечить исполнение пункта 1 действующего распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 № 2991 -р и фиксацию в 2025 году ежегодного темпа роста тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования на уровне инфляции (средневзвешенного индекса потребительских цен) минус 0,1 процентного пункта.