Кадры решают всё. Об этом сегодня говорят в каждой сфере экономики, потому что нехватка квалифицированных специалистов стала массовой проблемой. Но как найти людей для работы на производстве или сфере услуг, если параллельно с официальной занятостью в Хакасии вслед за всей страной действует теневой рынок труда, где ответственности меньше, а доходы больше.
В Хакасии сформировалась финансовая модель при которой большую часть сливок снимают люди, играющие на разнице цен. Это происходит как в части крупных сделок, так и в сфере взаимоотношений между физическими лицами. Как это работает — можно проследить на примере рынка купли-продажи подержанных автомобилей, который сегодня полностью занят частниками. В СССР таких людей называли спекулянтами, в наши дни зовут «перекупами». В этой сфере задействованы десятки, если не сотни людей. Как правило, это экономически активная мужская часть населения, занимающаяся тем, что покупает машину подешевле и продает подороже.
По словам жителя Абакана Виталия, он занялся перепродажей автомобилей лет 5-7 назад. Гонял старенькие иномарки 1990-х — начала 2000-х из центральной части страны, что по тем временам было выгодно, на каждом автомобиле можно было «поднять» 100-150 тысяч рублей. Со временем этот рынок просел, так как машин этого сегмента стало меньше, а цены на них больше. Сегодня работает на рынке Хакасии и соседних регионов — ездить далеко не надо, но и выручка меньше, однако на хлеб с маслом хватает. Работая по своему графику, Виталий зарабатывает от 80 до 120 тысяч рублей.
Схема действует просто: «перекупы» мониторят сайты с объявлениями о продаже автомобилей, оперативно отслеживая движение рынка. Как только на виртуальном авторынке появляется подержанный автомобиль в хорошем и даже отличном техническом состоянии, его выкупают, делают химчистку салона, моют двигатель (хотя не всегда) и перепродают с накруткой в цены (в 50 000, 100 000, 200 000 рублей в зависимости от класса и возраста машины).
У некоторых особо активных перепродавцов скапливается по 5-10 автомобилей одновременно. Что примечательно, накручивая свою цену, никакой ответственности за дальнейшую судьбу транспортного средства (например, беспроблемную постановку на учет) «перекупы» как правило не несут, в части технического состояния машины информацией также владеют слабо, то есть по большому счету делают деньги из воздуха.
Стартовый капитал для начала такого бизнеса нужен небольшой, достаточно 300-350 тысяч, к этому добавить быструю реакцию и немного везения — вот, в общем-то, и всё. Работая в свободном графике, можно в спокойном режиме, что называется, по минималке ежемесячно зарабатывать порядка 100 000 рублей. Если оборотный капитал больше, соответственно доходы тоже будут выше. В данном бизнесе, конечно же, не исключен форс-мажор, например покупка для перепродажи не совсем ликвидного товара, но даже при не самом лучшем раскладе можно без особых заморочек «делать» полторы среднестатистических зарплаты нашего региона.
И вот теперь подумайте, какой интерес людям идти на производство, «крутить гайки» на заводе, если можно зарабатывать такие же деньги, занимаясь перепродажами, что, впрочем, для рыночной модели экономики вполне естественно. В России она действует уже 30 лет и крепко стоит на ногах — когда началась СВО, массовые западные санкции российскую экономику не пошатнули, да и люди на себе по большей части изменений не почувствовали, в магазинах есть товары, финансовая ситуация стабильная, жизнь идет.
Экономика России выстояла, но, чтобы двигаться дальше и развиваться, в кадровом вопросе нужны новые подходы, необходимо вовлекать экономически активное население в производство реального продукта. Как это сделать, вопрос не простой, но решение проблемы начинается с осознания того, что она существует, так что Правительству и Верховному Совету РХ есть над чем поработать.
Александр Соловец