В эту важную и многослойную тему нас погружает кандидат исторических наук и давний друг нашего издания «Пульс Хакасии» Станислав Угдыжеков. Его предыдущие статьи не раз фокусировались на развитии исторической политики как в Российской Федерации в целом, так и в нашей республике. Сегодня он продолжает исследовать непростые вопросы регионального культурного наследия и федерального регулирования, открывая перед нами новые горизонты и вызовы. Вступивший в силу указ президента РФ об Основах государственной политики в области исторического просвещения нацелен на систематизацию этой сферы. Как это отразится на Хакасии? Читайте далее – это касается каждого из нас!
***
Уже несколько раз я писал о развитии исторической политики как в Российском государстве в целом, так и в Республике Хакасия. Показывал проблемы местных институтов этой политики и печальные итоги бессвязных попыток подрыва регионального культурного наследия типа #АхУхВау.
На федеральном уровне отныне эта область получила очень четкое регулирование. После инаугурации 7 мая президент России Владимир Путин подписал новый указ с национальными целями до 2036 г. Они стали сравниваться со знаменитыми «майскими указами», вызвавшими большие ожидания повышения благосостояния у работников образования.
В развитие этих инициатив опубликован указ президента РФ об Основах государственной политики в области исторического просвещения от 8 мая 2024 г. № 314. Он уже вступил в силу и требует незамедлительного выполнения. Предполагается, что подготовка этого нормативно-правового акта проводилась экс-министром культуры РФ – Мединским. В свое время защиту его докторской по истории научное сообщество приняло в штыки, но как бюрократ он действовал очень эффективно. Например, в свое время зарплаты работников культуры он поднял резко: с 6 сразу до 20 тысяч рублей. Был он и в Хакасии, где поставил под сомнение необходимость хутора у Салбыкского кургана. Того самого, обитатели которого избили экскурсовода на глазах целого автобуса туристов в прошлом году. Кстати, дело так и не расследовано до сих пор.
К субъектам (деятелям) госполитики по историческому просвещению отнесены и власти регионов, и научные, и специализированные общественные организации. Для нас главный вопрос – будут ли выделяться финансовые ресурсы и создаваться организационные структуры? Да, будут: к задачам госполитики отнесено формирование государственного заказа на подготовку кадров и проведение научных исследований. Применительно к Хакасии такой госзаказ должен быть нацелен на работы по региональной истории и культуре, на разработку и публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы (в том числе детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной продукции, видеопродукции и интернет-продукции. Так прямо и сказано в указе.
Госзаказ предполагает конкурсный подход и строгую отчетность по достигнутым результатам. А я уже показывал, как вдруг некоторые группы граждан, не обладающие какой-либо квалификацией, начинают у нас за казённый счет издавать «горе-энциклопедии», «учебники» и пр. Без всякого конкурса и обоснования своих хотелок. Ответственности за свои действия они пока не понесли, теперь же президент требует упорядочения деятельности органов публичной власти и экспертных советов, связанной с решением вопросов предоставления государственных субсидий либо иного участия государства в финансировании исторических и культурных проектов. Надо полагать, что теперь станет труднее за счет хакасских налогоплательщиков проводить исследования индейцев Бразилии или северных городов Красноярского края, как это почему-то практикуется в ХакНИИЯЛИ.
Указ предполагает совершенствование системы научной экспертизы содержания издаваемой исторической литературы, а также содержания экскурсионных программ в музеях и организациях культуры. Последнее – точно очень важно, потому что у туристов вызывают недоумение россказни местных гидов о каких-то «ариях» или «скифах», бороздящих просторы Хакасии в древности, о городах-миллионниках «древних хакасов» с голубыми глазами и «местах силы» с выходами негатива и позитивной энергии. Если взглянуть на экзаменационные вопросы к этим гидам на сайте минэко, то станет ясна актуальность приведения к трезвости самопровозглашенных экскурсоводов.
Будет создана межведомственная комиссия по историческому просвещению как координационный и совещательный орган при Президенте Российской Федерации. Власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции участвуют в формировании плана мероприятий по реализации Основ и его выполнении. Другими словами, если раньше мы могли лишь сетовать и взывать к разуму того же правительства Хакасии, то теперь оно будет обязано вести осознанную деятельность в сфере исторической политики, а все недоработки и ошибки могут получить оценку соответственных инстанций вплоть до упомянутых в указе Госсовета России и ее Совбеза. Теперь, наверное, можно будет и правоохранителям поинтересоваться, почему у нас гранты на освещение истории и культуры уходят горе-пропагандистам.
Вместо событийно-рандомной местечковости у исторической общественности Хакасии должен появиться большой проект, федеральный и региональный госзаказ. У историков есть некоторый долг перед населением – за 33 года самостийной Хакасии у нее так и не появилось писаной региональной истории и достойного учебника, пригодных к использованию.
Итак, в непосредственную повестку дня встает создание, наконец, академической (двух- и трехтомной) истории республики, фундаментальных современных исследований по археологии и этническим процессам Хакасии, чтобы потом перейти к с разработке научно обоснованных учебников и популярной литературы. Для достижения этих целей требуется разработка концепции исторического просвещения, подбор авторского коллектива и т.д.
Прежде всего эти вопросы могут быть обсуждены по ведомственно-отраслевому принципу и на научно-практических конференциях. Как говорилось однажды на высоком собрании: «Цели определены! Задачи поставлены! За работу, товарищи!»
Станислав Угдыжеков