Собирается ли правительство Хакасии выполнять экологическое законодательство или интересы угольщиков важнее?
Пришла информация от очевидцев рабочего совещания с надзорными органами по проблемам экологии и безопасности развития Минусинской котловины в сфере деятельности угледобывающих предприятий. Изначально в названии фигурировало Бейское каменноугольное месторождение, но после выступления на ПЭФ президента РФ и введения им в обиход названия “Минусинская котловина”, совещание переименовали.
На совещании была явно видна несогласованность позиций членов правительства. Министр экономики предложил создать координационный орган, но министр экологии заявил, что такой орган уже есть и ничего создавать не нужно. Следом Курлаев заявил, что нечего заниматься бесконечными совещаниями, нужно заставить угольщиков платить больше налогов, начал говорить на отвлеченные темы, хотя совещание было посвящено экологии, и в итоге окружающие откровенно запутались в его потоке слов. Коновалову пришлось насильно прервать это словоизвержение.
Эта перепалка показала, что в правительстве отсутствует координация между различными органами власти. Нет никакой предварительной черновой проработки возможного итога, и многие не понимали, что должно стать результатом этой встречи.
В ходе совещания губернатор выполнял роль модератора. Он не высказал четкой позиции относительно выстраивания работы правительства в области защиты экологии. В основном доклады сводились к отчету о работе, проделанной теми или иными ведомствами. Но отдельные фрагменты в цельную картину или в план действий так не собрали. Собственно, этим на совещании никто даже и не пытался заниматься. По сути, это мог сделать губернатор, но он предоставлял свободу действий ведомствам, а никто другой не рискнул взять инициативу на себя.
Интересен был доклад руководителя ОНФ Евгения Мамаева со взглядом на ситуацию с точки зрения закона. Так, законом РХ «Об охране окружающей среды» на территории республики запрещается разрабатывать и реализовывать проекты, связанные с нарушением или разрушением естественных экосистем и природного равновесия, с наступлением необратимых экологических последствий. При этом на совещании было ясно сказано, что деятельность угольного разреза “Майрыхский” может привести к уничтожению урочищ Трехозерки и Сорокаозерки – озера просто высохнут. В этом случае, по закону, деятельность угледобывающих предприятий в этом районе не допускается. Но никакой реакции от губернатора не последовало. И в официальном пресс-релизе тоже ничего не сказано по этому вопросу.
Другой интересный момент, озвученный представителем ОНФ – наличие в федеральном законе «Об охране окружающей среды» нормы, определяющей, что при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Мамаев задал Коновалову прямой вопрос: что планируется делать в этом направлении? Ответом Коновалова было обещание действовать в соответствии с законом. Но в официальном правительственном пресс-релизе об этом опять ни слова.
Спрашивал Мамаев и о наличии экономической оценки воздействия на окружающую среду угледобывающими предприятиями, экологического паспорта территории. Вопрос был адресован министру экологии, но четкого ответа не последовало. А ведь только на основе этих базовых документов можно вести какой-то предметный разговор об экологическом ущербе. Подготовить эти документы должно министерство экологии. И если они этого не сделали до сих пор, то о чем вообще правительство разговаривает с угольщиками?
В официальном пресс-релизе говорится: «В рамках дискуссии было озвучено предложение провести комплексную экологическую экспертизу деятельности всех угледобывающих предприятий и получить экономическую оценку ущерба окружающей среде». Но не сказано, будет ли это проводится на практике. Тем более что комплексной экологической экспертизы не бывает – только государственная и общественная. И в отношении деятельности она не проводится – экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. В одной фразе целых две серьезных ошибки. Это тоже говорит об уровне работы правительства.
И нужно отметить, что региональные власти не имеют права проводить экологическую экспертизу документации угледобывающих предприятий – это полномочия федерального уровня. А вот общественная экологическая экспертиза такую работу выполнить может. Об этом Мамаев тоже заявил на совещании. Но, судя по пресс-релизу правительства, это опять прошло мимо внимания чиновников.
Ну и в целом по итогам выступления руководителя ОНФ сложилось впечатление, что у региональных властей все же имеются вполне действенные возможности влиять на открытие новых разрезов, несмотря на ряд высказываний, что от них якобы ничего не зависит, потому что лицензии выдаются в Москве. Однако после выдачи лицензии для запуска разреза нужно пройти очень длинный путь, и вот тут-то региональные власти могут очень даже влиять на ситуацию. Но хотят ли? Или интересы угольщиков важнее?
Константин Обеленский
Да им всё пофигу! Временщики на хорошей зарплате!