«Продолжая изучать генеалогию шорского рода Штыгашевых (сеок «сор»), мы решили найти архивные свидетельства о родоначальнике — шорском охотнике Тазламе, имя которого дошло в родословной предании. Так, в книге О. В. Штыгашевой «Любовь никогда не перестаёт…» (Абакан, 2022) написано, что «история села началась с шалаша, поставленного охотником Тазламом Штыгашевым на берегу реки Матур». По некоторым данным, крёщеное имя Тазлама — Андрей. В метрических книгах по Таштыпской Христорождественской церкви за 1860-е гг. записи о Штыгашевых (в вариантах фамилии «Шитагашевы» и «Читагашевы») имеются», – рассказал старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ Алексей Нилогов.
Так, за 1865 г. обнаружены записи о крещении двух детей инородцев Матвея Ивановича Шитагашева (так в документе) и его невенчанной жены Евдокии Патагашевой – Ирины и Сампсона. Массовое крещение родичей Шитагашевых произошло 29 апреля (11 мая). Ирина (по-татарски – Кыстыяк) была крещена в возрасте 10 лет, а её младший брат Сампсон – в возрасте 8 лет. Почему у Матвея указано отчество «Иванович», а не «Андреевич», сказать сложно. Наряду с этими имеются и другие метрические записи, где брат Матвея, Иван, записан именно с отчеством «Андреевич».
Предок Тазлам родился в конце XVIII в. или начале XIX в. в Горной Шории. В 1825 г. был основан Матур. О происхождении своего рода священник И. М. Штыгашев писал: «Дедушка мой был именно такой коренной черновой кочевник и принадлежал к Кондомско-Карачерской волости, т. е. к шорцам. Кочуя по верховьям реки Мраса в дремучем лесу, дедушка мой в начале нынешнего столетия с другими кочевниками разных волостей по случаю голода выбрался за пределы земледельческого пространства Восточной Сибири, а именно в Минусинский округ, и поселился на реке Матуре вместе с коренными обитателями этой местности. Когда же случилось деление народов на округа Кузнецкий и Минусинский, то дедушка мой с другими инородцами – кийцами, кечинцами и проч. Причислился к Кузнецкому округу, а другие обители Матура приписались в Минусинский округ. Отсюда же впоследствии произошло разделение Восточной и Западной Сибири.
У моего дедушки было четверо сыновей. Младшие из них – мой отец да дядя Иван, а старшие братья их померли до моего рождения. Говорят, дедушка мой был крещёный. Вероятно, его окрестил какой-нибудь приходский священник из села Таштыпа (Казацкая станица в 35 верстах от нас). Бабушку свою я помню. Она была крещёная, но придерживалась шаманизма, т. е. отчасти была шаманка. Отца моего звали до крещения Ананием, а во св. крещении он был наречён Матвеем. Мать моя была сагайка и называлась по крещении Евдокией. У моего отца было есть сыновей и три дочери, из которых в настоящее время в живых пять сыновей и две дочери. Старшего моего брата звали Дмитрием, за ним следуют Иосиф, Сампсон, Семён, который помер некрещёным, затем я и самый младший брат Тарасий. Старшая сестра Мария, за ней Ирина и Агрипина, которая умерла восьми лет от роду».
Работая с метрическими книгами в Национальном архиве Хакасии по Усть-Есинской Евдокиевской церкви, нам удалось выявить одну интересную запись, касающуюся того самого Тазлама. За 1881 г. сделана запись № 90 о крещении 09(21) мая 6-месячного Николая. Незаконнорождённый ребёнок принадлежал карачерскому инородцу из Кузнецкого округа Иоанну Тозлашеву Шатыгашеву (так в документе) и его невенчанной жене Пелагее Ивановне Бутанаевой (основание: ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-29. Оп. 1. Д. 31. Л. 31об.-32. № 90).
Таким образом, данная находка подтверждает существование родоначальника Штыгашевых — Тазлама (в форме «Тозлаш»). Поскольку метрические книги по Таштыпской церкви за 1870-1890-е гг. почти не сохранились, постольку имеется большой источниковый пробел в документальной реконструкции родословной Штыгашевых. Церковные книги по Матурской Троицкой церкви, входившей в Алтайскую духовную миссию, также сохранились лишь за начало XX в.
С другой стороны, для полноценной научной верификации генеалогии Штыгашевых целесообразно изучить прямых мужских потомков по ДНК Y-хромосомы посредством определения гаплогруппы (генетического рода), что позволит углубить филогению сеока сор на сотни и тысячи лет и выделить семейную ветвь на родословном древе мужской популяции человечества. Тем более что сама О. В. Штыгашева вместе с томскими коллегами внесла большой вклад в этногенетическое изучение хакасов и шорцев.
в какой связи такое внимание одно из племенных ветвей?
Ради чего? просто интерес или с каким-то умыслом?