Семья А.Д. Штыгашева (в центре), на руках - Николай, отец В.Н. Штыгашева, начало XX в.
Семья А.Д. Штыгашева (в центре), на руках - Николай, отец В.Н. Штыгашева, начало XX в.

Изучая генеалогию шорского рода Штыгашевых по церковным метрическим книгам Национального архива Хакасии и Государственного архива Красноярского края, ученый Алексей Нилогов нашел уникальные документы о предках Владимира Николаевича Штыгашева, родившегося в 1939 году, о чем рассказал «Пульсу Хакасии».

***

Ранее эти документы хранились в архиве ЗАГС по РХ, поэтому доступ к ним был ограничен. Ныне они переданы на постоянное хранение в Национальный архив Хакасии, где с ними может ознакомиться любой желающий, более того — они отсканированы и доступны в цифровом виде в читальном зале (фонды И-28, И-29).

В метрических книгах по Матурской Троицкой церкви, входившей в состав Алтайской духовной миссии, Штыгашевы зафиксированы с конца XIX в. Из архивных источников и литературы мы знаем, что отец В. Н. Штыгашева — Николай Андреевич — родился в 1906 г. в Матуре. К сожалению, метрические записи о рождении/крещении за 1906 г. сохранились частично (не хватает записей за декабрь), поэтому найти запись о Николае Андреевиче нам не удалось. По данным О. В. Штыгашевой, опубликованным в книге «Любовь никогда не перестаёт…» (Абакан, 2022), Николай Андреевич родился 06 декабря 1906 г., видимо, по старому юлианскому стилю летоисчисления. За 1907 г. метрическая книга по Матурской Троицкой церкви сохранилась также частично – не хватает записей как раз за начало года. Однако сохранился правый разворот метрической записи о родившихся/крестившихся, где в восприемниках указаны следующие люди: «Инородец Кузнецкого уезда Кондомо-Карачерской волости села Матура Николай Сампсонович Штыгашев и инородка Пелагия Петровна Штыгашева. Не исключено, что эти сведения относятся именно к записи о рождении/крещении Николая – сына Андрея Дмитриевича Штыгашева от его первой жены Евдокии Тимофеевны Сазанаковой. Если первенец Николай родился 06(19) декабря 1906 г., то крестить его могли и в январе 1907 г. (следующая полная запись о рождении/крещении № 6 датирована 29 января (11 февраля) 1907 г.).

Н.А. Штыгашев
Н.А. Штыгашев. Фотографии взяты из книги О.В. Штыгашевой с ее согласия

Тем не менее без данной метрической записи, которая является первоисточником, строго документально-генеалогически установить родство между Николаем Андреевичем и Андреем Дмитриевичем не представляется возможным. А. Д. Штыгашев, вероятно, умер в 1917 г., и, помимо записей о рождении и смерти детей, других документальных свидетельств до нас не дошло (исповедные ведомости по Матурской церкви также не сохранились). Понятно, что потомки Штыгашевых и так знают о своих предках, но очень часто возникают юридические вопросы в органах ЗАГС, когда для получения нужного свидетельства о родственнике необходимо подтвердить своё родство с ним. К сожалению, в своей автобиографии (эго-документ), датированной 1941 г., Н. А. Штыгашев не называет имён родителей, поэтому она не может считаться косвенным источником для подтверждения родства.

Алексей Сергеевич Нилогов, кандидат философских наук, заведующий лабораторией генеалогических исследований, старший научный сотрудник ХакНИИЯЛИ

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Александр
1 год назад

Это случайность или что-то иное?

ИНОРОДЕЦ в русской церкви что это такое? кого так выделяли и отделяли от остальных? Кто-то может пояснить или дать справку?

Александр
1 год назад

справку дам сам, опираясь на Российскую энциклопедию: ИНОРО́ДЦЫ, в Рос. им­пе­рии в 19 – нач. 20 вв. ко­рен­ные на­ро­ды Си­би­ри и Ср. Азии, юго-вост. и се­ве­ро-вост. час­ти Ев­роп. Рос­сии («вос­точ­ные» И.), а так­же ев­реи иу­дей­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния («за­пад­ные» И.). По­след­ние бы­ли вклю­че­ны в со­став И. как ино­вер­цы; ев­реи, при­ни­мав­шие хри­сти­ан­ст­во, пе­ре­ста­ва­ли рас­смат­ри­вать­ся как И. Тер­мин «И.» вве­дён в офиц. упот­реб­ле­ние Ус­та­вом об управ­ле­нии ино­род­цев 1822 (до это­го ко­рен­ные на­ро­ды Си­би­ри име­но­ва­лись ясач­ны­ми людь­ми, ко­то­рый раз­де­лил ко­рен­ное на­се­ле­ние Си­би­ри (ана­ло­гич­ное раз­де­ле­ние при­ме­ня­лось впос­лед­ст­вии по от­но­ше­нию и к не­ко­то­рым груп­пам И. за пре­де­ла­ми Си­би­ри) на осед­лых И. (име­ли по­сто­ян­ное ме­сто про­жи­ва­ния, но бы­ли языч­ни­ка­ми или… Подробнее »