В Хакасии стартовали выборы, которые определят, как республика будет жить предстоящие 5 лет. В связи с этим вспомним о роли Верховного Совета РХ. Cегодня он выглядит безлико и практически не влияет на жизнь региона, к чему Хакасия давно привыкла. Но это совсем не значит, что так и должно быть, ведь сложившаяся практика безынициативной парламентской работы не отвечает требованиям времени и выходит республике боком.
Кто хоть раз был в республиканском парламенте, без лишних слов понимает, о чем речь. Тем же, кому там побывать не довелось, расскажем. Во времена перестройки был в ходу такой термин – застой. Так вот это слово очень хорошо отражает ситуацию, сложившуюся в ВС РХ за последние 15-20 лет. Десятилетиями в полутемных, утопающих в ковровых дорожках коридорах законодательной власти – тишина и спокойствие. Она отгораживает руководство Верховного Совета от противоречий суеты внешнего мира, где может происходить всё что угодно, но руководство хакасского парламента жило, живет и надеется жить в своём, особом мирке.
В этом мире своя логика, отторгающая любое отклонение от главного – соблюдения тишины и спокойствия. Новые законы? А зачем? Предложения по развитию экономики? А кому это надо? Круглые столы, дискуссии, пресс-конференции по актуальным темам? К чему вся эта суета. Понятное дело, что официально, вслух, об этом никто не скажет, но негласно любое лишнее движение в Верховном Совете не приветствуется по принципу – инициатива наказуема.
Интересно было наблюдать, как один в прошлом активный депутат, попав на оплачиваемую должность руководителя комитета, первое время буквально не находил себе места, бродил по пустым коридорам, радуясь каждому встречному, с кем можно перекинуться словечком. Ведь если в другом месте работодатель требует от своего сотрудника отдачи и эффективной деятельности на результат, то здесь всё наоборот: лишними мыслями и заботами себя обременять не надо, нужно просто быть лояльным председателю. В общем, сиди, не высовывайся и всё будет хорошо. Дело нехитрое, но высокооплачиваемое.
В массовом сознании жителей Хакасии республиканский депутат воспринимается как человек, который мало что решает, мало чем может помочь и практически ничего не предлагает. Таким образом, снижается статус местного парламентария и уважение к законодательной власти Хакасии в целом.
Общественно значимые темы, которые последние 20 лет обсуждались в Верховном Совете, можно пересчитать по пальцам. В двухтысячных Владислав Торосов (он возглавлял комитет по промышленности) предлагал создать особую экономическую зону под Пригорском, в десятых годах Верховный Совет отличился утверждением гимна Хакасии, ну а двадцатые еще не прошли. Депутаты, конечно же, принимали бюджет, вносили поправки в федеральные законы и т.д., но всё это отработанный годами ритуал, который никоим образом не связан с инициативной работой и мозговыми штурмами, необходимыми для движения вперед.
Зачем Хакасии такой парламент, который не только «не место для дискуссий», но ещё и не место, в котором рождаются и продвигаются интересные планы, масштабные проекты, законодательные инициативы? Хакасии нужен работоспособный Верховный Совет, а не безликая масса, одобряющая решения исполнительной власти.
Хакасии настойчиво навязывают мысль, что надо зацементировать сложившееся в ВС РХ положение дел ещё как минимум на 5 лет. Для чего? Чтобы нам раз за разом рассказывали, что было в прошлом веке? Слышали уже. Причем не один раз. Республике нужна законодательная власть, которая вместо того, чтобы жить прошлым, смотрит в будущее. Из этого и следует исходить делая свой выбор в единый день голосования.
Александр Соловец