Если человек оказался опрометчивым и сам сообщил преступникам данные своей карточки, то вероятность того, что деньги ему вернут, небольшая. Найти преступников удается в среднем лишь в 20 % случаев. Высокие шансы на успех могут быть только тогда, когда имена преступников известны, они находятся в зоне досягаемости.
Такое бывает, когда вы, к примеру, оформили банковскую дебетовую карту, а данными вашей карточки завладел сосед, знакомый, коллега, родственник. Или если кто-то узнал пин-код вашей карты и снял с нее деньги в банкомате, в котором есть видеокамеры. В таких случаях возбуждается уголовное дело по статье 158 или 159 УК РФ («Кража» и «Мошенничество» соответственно).
А если деньги похитили неизвестные люди, да еще и при помощи интернета, то установить личности преступников будет крайне сложно. Мошенники нередко используют сложные длинные цепочки переводов, в которых конечные получатели находятся за границей, в юрисдикции другой страны.
А если преступников удается найти, задержать и предать суду, то чаще всего они сами возвращают украденные деньги, нередко даже выплачивают компенсацию. В этом они сами заинтересованы, т.к. могут рассчитывать на смягчение наказания или даже совсем избежать обвинительного приговора.
Пока расследуется уголовное дело в отношении тех, кто украл ваши деньги, вы можете подать гражданский иск, потребовать возмещения морального и материального ущерба. Но при этом нужно иметь в виду, что суды редко когда присуждают крупные суммы за моральный урон. Чаще всего это от 10 тыс. до 100 тыс. рублей, если преступление не очень тяжкое.
Если гражданский иск рассматривается в рамках уголовного дела, то решение по нему выносится в приговоре после назначения наказания за преступление.
Иногда суды отказываются рассматривать гражданские иски, если размер возмещаемого вреда является неоднозначным. Тогда потерпевшая сторона может подать иск осужденному в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае рассмотрение дела будет вестись только по Гражданскому и Гражданско-Процессуальному Кодексам, предметом спора будет только сумма компенсации.
Как банки совершенствуют свои услуги
В настоящее время внедряется много новых технологий, включающих антифрод-системы, сервисы по борьбе с телефонным мошенниками и алгоритмы идентификации личности. Иногда даже применяются методы поведенческого анализа. Их возможности кажутся уже фантастическими: они способны фиксировать манеру клиента при работе со своим устройством, с которого он заходит в свой личный кабинет (смартфоном): как он держит аппарат, с какой силой нажимает на клавиши, как печатает текст. На любые отклонения программа сразу реагирует, может дать сигнал о необходимости совершения проверочного звонка, если операция вызвала какие-то подозрения.
Вывод
Всегда лучше предотвратить болезнь, чем лечить. Поэтому со своей банковской карточкой нужно обращаться максимально осторожно, в первую очередь хранить в тайне все конфиденциальные данные: номер карты, логин, пароль, пин-код и т.д. Если кому-то все-таки удалось похитить деньги, то надо как можно быстрее сообщить об этом в банк, чтобы карту заблокировали, после чего написать заявление в полицию. При похищении крупной суммы надо нанять юриста.