Седьмой созыв Верховного Совета Хакасии завершает свою работу, впереди выборная кампания, по результатам которой многие действующие депутаты хотят переизбраться на новый срок. Получится или нет — уже скоро узнаем. Цыплят, как говорится, по осени считают. Но прежде чем отдать свой голос, не лишним будет задуматься, за кого голосовать, чтобы потом не удивляться, что выбирали одних, а при власти оказались другие.
В 2018 году Хакасия впервые в новейшей истории выбрала республиканский парламент, в котором представители оппозиционных партий набрали большинство. За КПРФ проголосовали 31,01% избирателей, «Единую Россию» — 25,46%, ЛДПР — 20,97%, «Коммунисты России» получили 8,01%, «Справедливая Россия» — 7,09%. В руководство Верховного Совета вошли представители всех фракций, что, кстати, давняя традиция республиканского парламента.
Председателем ВС РХ избрали Владимира Штыгашева (ЕР), первым заместителем — Юрия Шпигальских (ЕР), председателем комитета по законодательству — Светлану Могилину (ЕР), комитет по экономической политике возглавил Василий Шулбаев (ЕР, впоследствии исключен из партии), комитет по аграрной политике — Петр Воронин (ЕР), комитет по местному самоуправлению — Роман Челтыгмашев (ЕР), комитет по образованию и науке — Оксана Разварина (КПРФ), по здравоохранению и социальной политике — Евгений Молостов (КПРФ), комитет по экологии — Валерий Старостин (ЛДПР, впоследствии вышел из партии), мандатная комиссия досталась Денису Бразаускасу («Коммунисты России»), комиссия по депутатской этике — Андрею Филягину («Справедливая Россия»), комитет по бюджету — Олегу Иванову (шел на выборы от «Партии пенсионеров»).
Напомним, что в Верховном Совете получают заработную плату только председатели комитетов и комиссий, а также руководитель ВС РХ и его первый заместитель. Таким образом, при распределении мандатов большинство оплачиваемых должностей получили представители ЕР, а вернее «старой гвардии», долгие годы работающей с Владимиром Штыгашевым.
Между тем КПРФ, фактически выигравшая выборы и набравшая большее число голосов, по сути осталась не у дел. Им так же как и ЛДПР дали два кабинета, причем комитеты достались одни из самых проблемных — по здравоохранению и образованию.
Куда при распределении мандатов смотрела так называемая «команда Коновалова», вопрос риторический, но ответ на поверхности — получив поддержку людей и взяв власть, удержать её однопартийцы Коновалова не смогли или не захотели. А если сказать ещё проще — они попросту слили голоса своих избирателей (канализировав протестные настроения своего электората).
Древний мыслитель Ксенофонт сказал на этот счет: «Конечно, это великое дело — завладеть властью, но еще более трудное — однажды захватив, сохранить ее за собой«.
Победителем из политической истории 2018 года вышел Владимир Штыгашев и его соратники. Возможность этого сценария рассматривалась также в 2023 выборном году, но пришедший к руководству ЕР Сергей Сокол старую гвардию Верховного Совета от выборного процесса максимально удалил. Штыгашев, Шпигальских, Могилина в праймериз ЕР не участвовали, и с кем они пойдут на выборы (если вообще пойдут), до сих пор непонятно. Активные переговоры ведутся, и будет очень интересно, если, например, Светлана Могилина появится в партийном списке КПРФ. Если вы думаете, что такого не может быть, то, напротив, это более чем реально. Бывший секретарь ХРО ЕР работает заместителем Коновалова, так что и Светлану Могилину вполне могут пристроить.
Не беремся судить, из-за чего избиратели КПРФ оказались обмануты, но факт остается фактом. В любом случае, это уже дела минувших дней. А вот что касается будущего, то оно в руках жителей Хакасии. За какую бы партию вы ни решили отдать свой голос, желательно подумать, каким образом она им распорядится. Ведь согласитесь, неприятно осознавать, что голосуешь за одних, а руководят совсем другие.
Александр Соловец